Бориспольский взлет
В нынешнем году Бориспольский автозавод активно наращивает свое производство. В июле из сборочного цеха вышел 1000-й автобус «Эталон». Но дело не только в количестве. Предприятие готовится к выпуску более совершенных машин, который намечен на ближайшее время. |
Сегодня на Бориспольском
автозаводе четко представляют себе потребности украинского рынка. «Отечественный
перевозчик, зачастую небогатый, нуждается в максимально дешевых автобусах,
но при этом качественных, долговечных и недорогих в эксплуатации», – говорит
главный конструктор «БАЗа» Станислав Войткив.
И концепция создания таких машин уже нашла свое воплощение в металле:
на автосалоне SIA’2005 было представлено несколько новинок, отвечающих
этим требованиям.
Дешево, но сердито
Бориспольские конструкторы всегда старались использовать в своей работе
свежие, оригинальные решения. Так, их внимание привлекла нетрадиционная
схема: автобус малого класса с третьей подкатной (т. е. неведущей) осью.
В чем преимущество такого решения? Оно позволяет значительно повысить
пассажировместимость – при лишь незначительном увеличении стоимости машины.
Трехосный первенец «Дельфин maxi» был засвечен еще на SIA’2004. По сравнению
с предшественником его пассажировместимость возросла почти вдвое: с 18
до 32 человек. Двигатель ЗМЗ-406, который стоит на двухосном «Дельфине»,
для maxi слабоват. И сейчас ведутся переговоры с «ГАЗом» о поставке 1000
шасси с польским дизелем Andoria. Цена машины с двигателем Евро 3 составит
около 120 тыс. грн. На заводе считают, что в ближайшее время «Дельфин
maxi» вытеснит с производства двухосную модель.
В прошлом году перед конструкторами была поставлена задача создать и
автобус большего класса – 8-метровый, вместимостью 60 – 70 человек. Специалисты
проработали различные версии и снова остановились на трехосной схеме.
Так появился автобус А079.30 на агрегатной базе Tata. Если обычный «Эталон»
А079.4 перевозит 38 пассажиров, то его трехосная версия – 64. Цена новой
машины – около 220 тыс. грн. – вполне конкурентоспособна.
До сих пор речь шла о городских машинах. А вот как существенно удешевить
автобус для дальних междугородных и туристических перевозок, сохранив
при этом высокий уровень комфорта? Задача не из легких. Но на «БАЗе» ее
решили, создав автобус А079.42 «Эталон L». Удачная планировка салона обеспечивает
комфортное размещение пассажиров. Ширина центрального прохода и шаг сидений
здесь даже больше, чем в западных аналогах. Справа от центрального прохода
– одиночные сиденья, а слева – двойные, но отодвигающиеся в поперечном
направлении. Спинки кресел откидные, причем даже на последнем ряду, что
бывает нечасто. Кроме того, у машины внушительный багажный отсек – 3,2
кубометра. Имеются кондиционер, видеодвойка, мини-бар и т. д. Со всем
этим «фаршем» автобус будет стоить всего около 300 тыс. грн.
Судьба прототипов
За последние два года на «БАЗе» было создано немало новых, оригинальных
и по дизайну, и по компоновке опытных образцов, в том числе заднемоторных
и низкопольных. Что же теперь с ними будет? Неужели, как это нередко случалось
в советском автопроме, они, покрасовавшись на выставках, уйдут в небытие?
Ничего подобного. Труд бориспольских конструкторов не пропал даром. Работа
над этими машинами продолжается. Они проходят испытания, дорабатываются
и улучшаются.
Откроем секрет: уже в этом году низкопольная «Роксолана» получит продолжение.
Чтобы удешевить ее, для машины уже подыскали другую агрегатную базу, менее
дорогую, чем немецкая, которая использовалась на первых порах.
Потихоньку дорабатывается и заднемоторный «Пролисок». Как надеются на
заводе, года через два он сможет заменить нынешнюю стандартную модель
А079.04, которая к тому времени начнет морально устаревать.
Интересный проект – автобус «Славута», созданный на базе популярного
«Бычка». Его выпуск планировалось организовать совместно с «ЗИЛом». Однако,
к сожалению, москвичи работают слишком медленно – автобус «буксует». Ну
что ж, если в ближайшее время на заводе им. Лихачева не примут решение
относительно этой машины, то, как считают в Борисполе, ей можно будет
найти другое применение.
Пути развития
Итак, Бориспольский автозавод активно развивается. Но не все так просто.
«Проблема даже не в финансировании, – говорит Председатель правления ЗАО
«БАЗ» Александр Остапчук, – ведь сегодня многие банки выдают под хорошие
проекты выгодные кредиты. Предприятию остро не хватает другого: производственный
площадей и квалифицированных кадров. Кстати, именно по этой причине тормозится
выпуск городского низкопольника».
Что же делать? Сидеть сложа руки не приходится. Сегодня идет работа по
расширению бориспольской площадки на 4000 м кв. Здесь проектируется новый
главный корпус. Площадка в Чернигове, где выпускают «Дельфины», будет
расширена еще больше – на 8000 м кв.
А в планах – еще и Галицкий завод, находящийся во Львове. С ним «БАЗ»
ведет работу по выкупу площадей под строительство как завода, так и экспериментальной
базы.
Кстати, об исследованиях. Научно-технический центр «БАЗа», в котором
трудятся 60 человек, трансформирован в отдельную хозрасчетную структуру
– Научно-исследовательский институт автомобилестроения. Почему не автобусостроения?
Потому что в планах «БАЗа» – работа и над другими машинами. Свидетельство
тому – опытный коммунальный автомобиль «Терен», который уже вызвал интерес
специалистов.
Что касается выпуска уже освоенной продукции, то задача стоит следующая:
в самое ближайшее время выйти на выпуск тысячи машин в год. С августа
автобусы комплектуются двигателями Евро 2 и системой ABS.
Львиная доля машин пойдет на внутренний рынок, где они пользуются большим
спросом и на них существует очередь. Но на заводе понимают, что так может
быть не всегда, и работают над развитием экспорта. Прежде всего, речь
идет о таких странах, как Россия, Беларусь, Молдова, Грузия. Потенциальным
рынком является и Средняя Азия. Есть даже наметки по поводу Африки, куда
«БАЗ» надеется выйти при содействии своего партнера – индийской компании
Tata.
Бориспольский автозавод, расправив крылья, уверенно набирает высоту.
Новые автобусы БАЗ |
|