X

Чем наследил уходящий год в жизни украинской автомобильной семьи

У каждого автомобилиста страны в уходящем году были свои знаменательные и судьбоносные моменты. Мы же предлагаем вспомнить те, которые так или иначе стали общими для украинской автомобильной семьи.

Одним из самых резонансных событий уходящего года, безусловно, можно считать вопрос утилизационного сбора с автомобилей . Катализатором бурных споров вокруг этой темы стали меры, на которые пошла Россия, которая, пытаясь компенсировать негативные последствия для своей автомобильной промышленности, связанные со вступлением в ВТО, с 1 сентября 2012 года обложила всех импортеров автомобилей утилизационным сбором. При этом одними из первых от такого шага пострадали украинские автопредприятия, чья продукция стала на российском рынке неконкурентной по цене. В результате, правительство и народные депутаты Украины в срочном порядке начали поиск вариантов адекватных «утилизационных» ответов. Увы, но, несмотря на активные призывы со стороны укравтопрома, на масштабное обсуждение вопроса в обществе, никакого решения так и не было принято. Так что в 2013 году стоит ожидать продолжения утилизационных споров .

Примечательно, что с утилизационным сбором тесно связана еще одна эпопея – дискуссии по поводу повышения пошлин на импортные автомобили. Дискуссии, которые, к слову, начались еще до того, как остро встал утилизационный вопрос. Дискуссии, который давно вели между собой импортеры автомобилей и отечественные автомобильные промышленники. По мнению последних, объемы импорта стали угрожающими для укравтопрома, а потому было инициированно специальное расследование, целью которого был сбор доказательств этой угрозы. Расследование закончилось. И якобы даже было готово решение о таки повышении ввозных пошлин – оставалось его только обнародовать. Причины, по которым результаты расследования так и не стали достоянием общественности, не известны. Но вопрос явно не закрыт, а лишь перешел в одну плоскость с темой украинского утилизационного сбора .

Теоретически, российский утилизационный сбор и угроза со стороны импорта должны были объединить и сплотить ряды украинских автомобильных промышленников. Но, к сожалению, все пошло как-то не так, и в этих рядах наметился раскол. Как отметили эксперты автомобильного рынка, когда возникли серьезные опасения по поводу того, что повысить ввозную пошлину на импорт авто не выйдет, а бороться за свое выживание все же как-то нужно, была предпринята попытка на законодательном уровне усложнить жизнь тех автопроизводителей, которые занимаются крупноузловой сборкой, путем повышения пошлины на ввозимые кузова. Открытого противостояния, к счастью, пока избежать удалось, так как идея не нашла поддержки большинства парламентариев. Но, как говорится, осадок остался. И разгребать этот осадок придется уже в следующем году .

Пожалуй, неплохой иллюстрацией к тому незавидному положению, в котором находится нынче украинская автомобильная промышленность, может служить мировой рекорд, который был поставлен в Украине , когда впервые в истории автомобиль китайского производства стал самым продаваемым не в самом Китае, а за его пределами.

А пока депутаты и правительство боролись за или против укравтопрома, обычные граждане продолжали жить обычной жизнью, сталкиваясь с более приземленными вопросами. Например, с топливными. И в этой связи хотелось бы вспомнить два важных события уходящего года. Первый из них – ввод в действие плавающего корректирующего коэффициента к ставке акцизного сбора на нефтепродукты. Эта мера задумывалась, как инструмент, способный повысить ценовую стабильность на рынке. И, на первый взгляд, со своей задачей он справился. Хотя, у экспертов на этот счет более критическое мнение – они полагают, что «стабильность» обошлась украинским потребителям в 500 миллионов гривен .

Еще одно топливное событие 2012 года – и, к сожалению, также имеющее неприятный привкус, – проблемы с растаможкой грузов, с которыми в конце года регулярно сталкивались компании, поставляющие в Украину импортное топливо. Оценивая ситуацию, эксперты даже говорили о том, что она дестабилизирует топливный рынок и направлена на монополизацию поставок в руках эксклюзивного импортера.

К сожалению, как-то повлиять на процессы, происходящие в автомобильной промышленности или на топливном рынке, или застраховаться от их неприятных последствий обычные граждане особо не могут. Но зато они могут застраховать себя и других участников движения от неприятностей, которые, увы, периодически подстерегают нас на дорогах. И в этом смысле год 2012 подарил обновленный закон об ОСАГО. Правда, часть его прогрессивных положений вступит в силу только в феврале 2013 года.

А в заключение «бытового» обзора уходящего 2012 года позвольте вспомнить о нескольких дорожных событиях. Во-первых, о тех снежных ловушках, в которые на дорогах страны массово попадали украинские водители и из которых сутками не могли выбраться. К счастью, все обошлось без трагических последствий, но зато стало очевидно, что отечественные дорожные службы успели забыть , что значит настоящая зима, и как нужно работать в настоящих зимних условиях.

Еще один пример «несовершенства» дорожных служб попал в поле зрения прокуратуры, которая расследует возможные нарушения, допущенные столичным коммунальным предприятием «Киевавтодор» при освоении бюджета в 5 миллионов гривен, выделенного на работы по нанесению дорожной разметки. В результате, ряду должностных лиц предприятия грозит наказание вплоть до лишения свободы сроком на 6 лет .

Случай с «Киевавтодором», даже если факт злоупотреблений и хищений не будет подтвержден, может послужить хорошим уроком для тех, кому еще предстоит работать с бюджетными и прочими целевыми капиталами. Например, для участников проекта по построению в Украине первой платной дороги, который был официально презентован общественности в ноябре месяце. Очень хочется верить, что этот след, который в числе прочих оставил после себя уходящий 2012 год, окажется действительно первым шаг на пути к цивилизованному будущему…