X

Дефицит автомобилей будет!

Уже несколько месяцев купить в автосалоне новый автомобиль ценой $10–25 тысяч проблематично: на некоторые машины существует дефицит! Свой заказ покупателям приходится ждать несколько месяцев. Чтобы разобраться в причинах дефицита и узнать, когда автомобили появятся в свободной продаже, «Автоцентр» организовал «круглый стол», пригласив крупнейших украинских автодистрибьюторов.

Уже несколько месяцев купить в автосалоне новый автомобиль ценой $10–25 тысяч проблематично: на некоторые машины существует дефицит! Свой заказ покупателям приходится ждать несколько месяцев. Чтобы разобраться в причинах дефицита и узнать, когда автомобили появятся в свободной продаже, «Автоцентр» организовал «круглый стол», пригласив крупнейших украинских автодистрибьюторов.

Уже несколько месяцев купить в автосалоне новый автомобиль ценой $10–25 тысяч проблематично: на некоторые машины существует дефицит! Свой заказ покупателям приходится ждать несколько месяцев. Чтобы разобраться в причинах дефицита и узнать, когда автомобили появятся в свободной продаже, «Автоцентр» организовал «круглый стол», пригласив крупнейших украинских автодистрибьюторов.

Никто из собравшихся не стал отрицать, что проблема нехватки машин в отечественных автосалонах существует. Генеральный директор компании «Интеркар Украина» Александр Рябухин (импортер Volkswagen) признал, что под определением «дефицит» у них сегодня находятся почти все модели, за исключением Touran. На этой неделе компания поставляет пятитысячный автомобиль из 6,5 тысячи, запланированных на 2006 год. Импортер оценивает дефицит машин Volkswagen в 3000 экземпляров, но такое количество он обещает поставить до конца 2006 года.

Специалист по рекламе и PR «Тойота Украина» Евгений Духович рассказал, что если сегодня заказать модели RAV4 или Camry, то покупатель их увидит в конце ноября. Зато по наиболее массовым Corolla и Avensis проблем нет – выбор на складе большой.

Почему машин не хватает?

Главной причиной недостачи автомобилей была названа недооценка дистрибьюторами роста объемов рынка. Компания «Интеркар Украина» на 2006 год прогнозировала 15-процентный рост, а он был намного существеннее. Большинство присутствующих полагали, что объем рынка новых автомобилей в Украине в 2006 году составит около 350 тысяч, а на самом деле он прогнозируется на 20 тысяч больше. Для иномарок это существенный прирост.

Кроме того, сказались и субъективные факторы – например, на испанском заводе Volkswagen была забастовка, поэтому график производства изменился.

Откуда деньги?

«Потенциал украинского авторынка огромен, – считает руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «УкрАвтоВАЗ» Олег Махно. – В Восточной Европе на каждую тысячу жителей приходится 323 автомобиля, в Западной Европе – 510, а в США – 745. В Украине этот показатель пока составляет 130 автомобилей. Поэтому рынок растет так стремительно и скоро сравняется с европейским». Возникает закономерный вопрос: откуда у населения деньги, чтобы покупать такое количество автомобилей? Александр Рябухин привел пример: для оценки рынка в разных странах международный холдинг «Атлант-М» изучал потребительский потенциал нескольких стран – России, Украины и Беларуси, сравнивая их с США. Проанализировав валовый национальный продукт на душу населения и стоимость недвижимости, они пришли к выводу, что в России и Украине должен быть намного меньший рынок автомобилей. Отсюда вывод: в этих странах очень высок скрытый уровень доходов населения. Плюс значительно улучшились условия кредитования в банках.

План и корректировка

Почему же автоимпортеры и производители не могут в кратчайшие сроки ликвидировать дефицит? Александр Подолянко, руководитель департамента планирования и маркетинга корпорации «УкрАвто», выразил точку зрения производственников: «При резком повышении спроса завод не может «из ниоткуда» взять комплектующие и поставить на конвейер. Сегодняшний дефицит мы можем восполнить не ранее чем через полгода. Но за такой период в нашей стране многое меняется».

Оказывается, у западных концернов планирование заказов на автомобили – также процесс довольно длительный. Например, в концерне Volkswagen планы по продажам импортеры сообщают производителю на три года вперед. В последующем возможны корректировки заказов, но небольшие. Евгений Духович привел пример, что уже в начале продаж новой RAV4 на нее поступило столько заказов, сколько было запланировано реализовать до конца года – 750 штук. Видя такой спрос, импортер попробовал увеличить заказ, но дополнительно ему удалось получить только 50 машин.

«Планирование производства в компании Renault по автомобилям Renault и Dacia Logan гибкое – у нас есть возможность каждый месяц корректировать прогнозы и на 3 месяца, и на весь следующий год, – говорит коммерческий директор «Рено Украина» Ирина Гон. – Но резко увеличить производство ближайшего месяца, к примеру в два раза мы не можем».

Дистрибьюторы утверждают, что заработок на одном автомобиле у дилеров и импортеров небольшой, поэтому, если продавцы закажут большее количество машин, чем они смогут продать, им придется распродавать склады себе в убыток. У менеджеров, планирующих продажи на следующий период, очень большая ответственность перед собственной компанией, в том числе финансовая.

Нестабильный, но интересный

Следует учитывать и тот факт, что несколько лет назад украинский авторынок был небольшим – операторы реализовывали сотни штук или несколько тысяч автомобилей в год. В то время «закрыть» дефицит не составляло труда: можно было безболезненно «отщипнуть» от какого-то крупного европейского рынка пару десятков машин, и тамошний потребитель этого бы не заметил. Сегодня в Украине продаются десятки тысяч моделей одной марки. И для ликвидации дефицита могут потребоваться тысячи машин. Такое количество «лишних» машин Европе найти уже сложно. Авторынок Старого Света очень стабильный, там несложно планировать на три года вперед. В Европе есть понятие «семейный рынок», так как там очень сильны традиции. «Украинский рынок интереснее любого другого, потому что такой непредсказуемости нет нигде, даже в России. С другой стороны, это негативно сказывается на планировании и реализации планов, очень высоки риски, – говорит Максим Рабинович, директор по продажам и маркетингу концерна «НИКО». – В Украине рынок пока не сформирован, поэтому покупатель выбирает ту марку, которая в данный момент ему понравилась или которая предлагает более выгодные условия».

Украина – важный рынок

Еще три года назад некоторым украинским импортерам откровенно говорили, что Украина – менее важный для производителя рынок, чем, скажем, Германия. И даже два десятка автомобилей им было важнее продать в Германии. Сейчас ситуация изменилась, и многие отечественные импортеры убедили руководство автоконцернов в том, что Украина – важный и перспективный рынок.

Но заказать большое количество автомобилей у производителей – половина дела. Чтобы украинские потребители купили машины, их нужно оплатить, привезти, растаможить, обучить дилеров, чтобы они могли правильно донести информацию покупателю. Очень важное место в работе импортера занимает логистика. «Сегодня счет реализуемых нами автомобилей идет на десятки тысяч единиц, – продолжает Максим Рабинович. – Чтобы довезти их потребителю в срок, мы закупили более 70 собственных автовозов. Кроме этого, мы доставляем автомобили из Европы паромом, что также сокращает срок доставки».

Под заказ или «надо подмазать»?

В Европе тоже существует период ожидания на некоторые модели – новинки, которые давно ждут потребители. Особенно это касается автомобилей премиум-класса – в основном их делают под заказ. В то же время массовые модели обычно производятся в стандартных комплектациях для продажи со склада. Например, 98% VW Polo в Украине продается в стандартных комплектациях, а 60% покупателей VW Touareg заказывают их в индивидуальном исполнении. Срок ожидания машины под заказ в развитых странах составляет 3–6 месяцев, а на эксклюзивные модели может существовать и большая очередь.

Украинский рынок интереснее любого другого, потому что такой непредсказуемости нет нигде, даже в России.

Впрочем, в Украине ситуация пока значительно отличается от европейской. В Старом Свете дефицитную машину надо ждать, иначе ее не получишь. В нашей стране всегда есть варианты: либо купить ее у серого дилера, либо дать взятку продавцу официального дилера, и он посодействует более быстрым срокам поставки. Такое заявление журналистов «АЦ» вызвало заметное оживление среди участников «круглого стола». Представитель Volkswagen заявил, что вопрос с серыми поставками они закрыли благодаря системному подходу еще четыре года назад. В то же время у некоторых японских брендов проблема существует. Кроме того, даже несмотря на современные компьютерные программы, продавец в автосалоне может обходить общие условия поставки и за деньги предлагать клиентам получить машину быстрее. Чтобы это исключить, фирма-продавец должна разработать четкий бизнес-процесс работы компании, который включает компьютерные программы и действенную мотивацию для сотрудников работать честно. Впрочем, превышают свои полномочия не только украинские продавцы. Иначе как объяснить тот факт, что автомобили, которые производитель запрещает продавать в Украине, в нашей стране все-таки появляются? Это результат нечестной работы зарубежных продавцов. Многие участники «круглого стола» уверены, что злоупотребления на украинском рынке уже в прошлом. «Это не базар, а более-менее цивилизованный автомобильный рынок. Возможно, пока еще не все мировые бренды уделяют нам достаточно внимания, но внутренняя конкуренция довольно высока. Сегодня если потребитель столкнется с коррупцией, он либо воспользуется «горячей линией» дистрибьютора, либо развернется и уйдет к продавцу другой марки.

Цены вырастут, дефицит останется?

Участники «круглого стола» рассмотрели и тему возможного повышения цен. Ведь по законам рыночной экономики, если на товар существует спрос, то на него повышается цена. Но импортеры постарались в этом разуверить журналистов «АЦ». «Сегодня дефицит автомобилей достаточно условный и временный, поэтому в нынешней ситуации повышения цен быть не должно», – утверждает Ирина Гон. «Спекулятивного повышения цен, связанного с дефицитом, не будет, – также уверена Елена Букреева, начальник отдела продаж «УкрАвтоЗАЗ-Сервис». – По крайней мере, до конца 2006 года наша компания не намерена пересматривать цены». Но в дальнейшем инфляционное подорожание неизбежно – например, уже в следующем году модернизированные и новые модели будут стоить дороже, чем нынешние автомобили. «Это закономерный процесс, который происходит во всем мире, – более технологичные машины стоят дороже. К тому же потребитель сегодня готов платить более высокую цену за автомобили, которые обладают лучшими потребительскими свойствами», – поддерживает ее Александр Подолянко.

Но все-таки уверить нас в том, что в дальнейшем дефицита автомобилей в Украине не будет, дистрибьюторы не смогли. Например, для компании Toyota очень значимым является европейский рынок, и выделить много автомобилей для Украины при высоком спросе в Старом Свете они не могут. Впрочем, с 2007 года в США начнется производство модели RAV4, а с 2008-го – в России Camry для местных рынков. И часть собираемых в Японии для этих стран машин будет отправлена в Украину.

«АвтоВАЗ» запускает новые модели (Lada 1119, Priora), но увеличение серийного выпуска автомобилей на заводе сдерживается нехваткой двигателей. Один из выходов – строительство нового механосборочного завода. Импортер Mitsubishi заказал еще большее количество автомобилей, чем на 2006 год, и даже собирается снижать цены на некоторые модели, но спрос пока превышает предложение. На наш вопрос, неужели лучше лишний раз перестраховаться и заказать меньше машин, Подолянко ответил: «К этому решению пришли практически все импортеры и производители».

Александр Рябухин
Генеральный директор «Интеркар Украина»

С середины октября дефицит на автомобили Volkswagen пойдет на спад, и в ноябре его не будет. Это касается всех моделей, за исключением Eos, – их будет поставлено до 10 штук, хотя заказы есть на большее количество.

Олег Махно
Начальник отдела маркетинга и рекламы «УкрАвтоВАЗ»

Cтремительный рост продаж Lada в Украине превзошел даже самые оптимистические прогнозы. Производственные линии в Тольятти загружены на полную мощность, но нам удается добиться того, чтобы популярные модели и флагман модельного ряда – Lada 1118 не были в дефиците.

Максим Рабинович
Директор по продажам и маркетингу концерна «НИКО»

На автомобили Mitsubishi дефицита практически не существует. Конечно, наиболее ходовые модификации Lancer или Colt надо ждать до октября, но продавец может предложить несколько комплектаций, которых достаточно для удовлетворения спроса. Остальные модели мы можем продать сейчас или в ближайшее время.

Елена Букреева
Начальник отдела продаж «УкрАвтоЗАЗ-Сервис»

Для нас важно не просто насыщение рынка автомобилями, а обеспечение потребителей качественной продукцией. Когда возникли небольшие проблемы с качеством комплектующих для Lanos, Запорожский автозавод категорически запретил продавать их до устранения неполадок, поэтому на Lanos возник дефицит. Сегодня проблема решена, а поставки этих автомобилей в необходимых объемах возобновлены.

Ирина Гон
Коммерческий директор «Рено Украина»

Считаю, что серьезность вопроса о дефиците автомобилей на украинском рынке преувеличена – огромной нехватки нет, есть определенный период, в течение которого дилер может поставить автомобиль. Кроме того, многое зависит от продавцов: они должны уметь продать машину, имеющуюся на складе, а не создавать дефицит.

Александр Подолянко
Начальник департамента планирования и маркетинга «УкрАвто»

Сегодня автодистрибьюторы составляют прогнозы продаж, исходя из оценки объема рынка на 2007 год в 440 тысяч автомобилей. Для всех участников рынка важно как то, чтобы этот прогноз не оказался завышенным, так и то, чтобы представители автомобильных брендов не преувеличили свои возможности по росту их доли. Иначе может сложиться ситуация, противоположная нынешней: они закажут больше автомобилей, чем смогут продать.

Евгений Духович
Специалист по рекламе и PR «Тойота Украина»

Для Toyota важнее не столько продать больше автомобилей, сколько предоставить более качественный сервис – чтобы клиент получил удовольствие от покупки. Ведь у официальных дилеров есть другие, неценовые козыри. Например, круглосуточная помощь для владельцев Toyota, которую серые дилеры не могут себе позволить, оригинальные запчасти.

Подготовил Сергей Матусяк
Фото Владислава Бойко