Программы стимулирования авторынка в Европе закончились, и продажи новых автомобилей начали снижаться. Накатывает «вторая волна» кризиса?
Программы стимулирования авторынка в Европе закончились, и продажи новых автомобилей начали снижаться. Накатывает «вторая волна» кризиса?
Программы стимулирования авторынка в Европе закончились, и продажи новых автомобилей начали снижаться. Накатывает «вторая волна» кризиса?
Резкое падение украинского (впрочем, и мирового) авторынка, к сожалению, не повлечет за собой такого же быстрого его «выздоровления». Это стало понятно через полтора года после начала кризиса и ряда мер, принятых европейскими странами по минимизации его последствий.
Олег НазаренкоГенеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров |
Обвал и допинг
Макроэкономические показатели конца 2008 года говорили сами за себя: сворачивались программы автокредитования, начиналось снижение автопродаж, росла безработица, ухудшались общеэкономические показатели. На авторынке спад отразился сильнее всего – в Украине за 2009-й продажи уменьшились по сравнению с предыдущим годом вчетверо. «Выздоровление» экономики – процесс довольно длительный, как минимум 3-4 года. Развитые страны мира решили пойти другим путем – «ввели» авторынку допинг.
Допинг в экономике подобен допингу в спорте – сначала потрясающие результаты, а дальше – развал организма, т. е. экономики, ухудшение ее и без того тяжелого состояния. Но именно допинг на авторынке мы увидели практически во всех странах мира: снижение ставок рефинансирования почти до нуля, финансовое субсидирование производства (вспомните спасение GM американским правительством), отсрочки платежей по кредитным обязательствам, а самое главное – компенсации за сданный автохлам при покупке нового авто (в Германии – 2 миллиона по 2,5 тыс. евро). Всем знакомо понятие «отложенный спрос» (когда человек копит деньги на авто), а тут существует «допингованный спрос» (когда человека стимулируют купить машину). В результате все, кто задумывался о покупке авто в отдаленном будущем, сделали это в прошлом году (для этого их «поманили» конфеткой). То есть под влиянием «допинга» (вмешательства «нерыночного фактора» в виде автопремий) события на авторынках мира пошли по неадекватному сценарию: продажи росли искусственно, без объективных предпосылок. Кстати, ранее подобных аналогов в мировой практике не было. Экономисты начали говорить о «дне кризиса», переносить прогноз положительных изменений на более ранние периоды. В результате уже к концу 2009 года, когда авторынок и «без допинга» мог войти в стадию здоровой коррекции (достигнуть дна и начать всплывать), мажорные экономисты писали о «повсеместных признаках стабилизации», «оживлении покупательской активности», «окончательном выздоровлении экономики». Теперь Западная Европа пожинает плоды: в феврале и марте авторынок Германии сократился на треть! Что это – конец автобума в Европе, основанного на химерических ожиданиях, ощущениях и эмоциях, не имеющих ни малейшей опоры в реальности? Среди европейских стран больше всего заметно окончание «допинга» в Германии, где методы по стимулированию рынка начались раньше и закончились быстрее. Остальные страны (Италия, Великобритания, где аналогичные программы закончили действие в марте) – на краю автобума, за которым может быть пропасть.
Аналитики J.D. Power считают, что март 2010 года был последним месяцем, когда продажи оказались выше, чем в 2009-м.
Украина не могла предложить авторынку «допинг-меры» – не те возможности госбюджета. Но сегодня, с приходом нового правительства, раздаются призывы создать собственную «допинг-таблетку». Так, министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников недавно заявил, что ситуация в автопроме требует системного подхода. «Падение автомобилестроения в нашей стране в прошлом году – негативное явление, которое требует немедленного и системного решения». По его словам, мировое производство в 2009-м упало более чем на 13%, в Украине этот показатель достиг более 83%, в то время как своевременно принятые эффективные решения могли свести эти потери к минимуму. Глава Минпромполитики добавил, что ситуация в этой отрасли тщательно изучается специалистами министерства и уже разрабатывается ряд первоочередных мер, которые окажут позитивное влияние на состояние дел в отрасли. Желание улучшить положение автопрома похвально и понятно, только хотелось бы, чтобы мы учились на чужих ошибках, а не на своих. На мой взгляд, если среди так называемых «первоочередных мер» по спасению автопрома будут либо апробированные в Европе средства «допинга», либо введение очередной надбавки 13% или другого налога на импорт, то эффект может быть аналогичным европейскому. Проанализировав результаты мартовских продаж в Украине (а это 12 тыс. шт. или +50% к февралю), можно сделать вывод, что украинский авторынок перешел «дно» и теперь сам, естественным путем, будет оживать. И в этой ситуации многие «первоочередные меры» могут напоминать желание «срочно лечить больного, а то он сам выздоравливать начнет». Стоит ли больного залечивать, если это может дать побочные эффекты? Просто дайте авторынку выздороветь!