X

Европа закрутит гайки

Европейские производители автомобилей и моторных масел уже сейчас изменяют свою продукцию в соответствии требованиям, предъявляемые Ассоциацией Европейских Производителей Автомобилей (ACEA).

Об изменениях требований к моторным маслам рассказал технический менеджер Castrol по странам СНГ Аркадий Марков. В связи с повышением требований к чистоте окружающей среды, в Евросоюзе  с каждым годом ужесточается экологическое законодательство. В свою очередь это отражается на технических стандартах, которые регулируют разные сферы деятельности.

Например, автомобильную промышленность ЕС регламентируют стандарты ACEA, очередные изменения к которым ожидаются в конце нынешнего года. Обычно изменения касаются структуры классификации моторных масел ACEA, водятся новые параметры и  ужесточаются требования к существующим. В качестве общей тенденции следует назвать расширение применения малозольных масел в странах Евросоюза. Соответственно, класс «С» масел в классификации ACEA будет приобретать все большее значение для рынка этих стран.

Связано это с тем, что с одной стороны, в стандарте Euro-5 впервые введены нормы на выбросы сажевых частиц для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском, с другой стороны с тем, что сажевые фильтры становятся все более распространенным элементом выхлопной системы. Внимание к саже, содержащейся в выхлопных газах, обусловлено тем, что это поверхностно активный элемент, адсорбирует на себя различные примеси, находящиеся в воздухе.

Например, продукты износа шин, являющиеся канцерогеном и отрицательно воздействующие на здоровье человека; или продукты износа тормозных колодок – асбест, присутствующий в воздухе в виде мельчайшей пыли. Эти частички, взаимодействуя с сажей, соединяются и, попадая в легкие, могут вызывать серьезные заболевания. Все новые машины с дизельным двигателем будут оснащать сажевым фильтром, который необходимо регенерировать. Для этого фильтр или оснащается электрическим нагревателем, или в него впрыскивают небольшую порцию топлива, которое сгорает и выжигает сажу до СО2.

Соответственно, для таких автомобилей необходимо было разработать моторные масла, которые с одной стороны обладали бы свойствами традиционных масел, а с другой – при их сгорании не образовывалась бы зола. Если говорить об изменении структуры классификации по ACEA, которая произошла в 2007 году, то масла класса «А» и «В» были объединены в класс «АВ» («А1В1», «А3В3», «А3В4», «А5В5»). Такая продукция уже производится для автомобилей, экспортируемых за пределы ЕС, в том числе и в Украину, а также для машин, выпущенных ранее и продолжающих ездить по дорогам Старого Света.

Что же касается класса «С», то еще в прошлом году была введена новая категория – С4-07. К ней относятся внесезонные масла, обеспечивающие увеличенный пробег между сменами масла и предназначенные дл смазывания бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей. Строгие ограничения сульфатной зольности, содержания серы и фосфора в масле обеспечивают его совместимость с катализаторами и сажевыми фильтрами. При сульфатной зольности не более 0,5% щелочное число масла должно быть не более 6,0 мг КОН/г.

Содержание серы и фосфора ограничивается значениями 0,2% и 0,09% соответственно. Особо отметим низкую испаряемость масел категории С4-07: по методу NOACK она не должна превышать 11% (что существенно ниже ранее установленных норм). Существует еще одна важная область, в которой уже происходят изменения и где они, по всей видимости, будут набирать силу. Речь идет об ужесточении требований к выбросам СО2 – всем известного углекислого газа.

Вообще говоря, ни один из стандартов не устанавливает жестких норм по этому параметру. Однако существует добровольное соглашение между Евросоюзом и ACEA по снижению выброса СО2 в атмосферу среднем до 120 г/км к 2012 году. По сути, члены ACEA заявили о своем стремлении существенно повысить КПД автомобилей, поскольку снижение выброса одного из основных продуктов сгорания углеводородного топлива означает и соответствующее снижение потребления горючего.

Прогресс в этой области таков: 1995 год – 186 гкм, 2005 год – 160 гкм, но, похоже, заявленная цель к 2012 году достигнута не будет. В связи с этим Еврокомиссия вынашивает план превратить параметры добровольного соглашения в юридически обязательные нормы, ив  начале 2007 года опубликовала соответствующий проект стандарта. Естественно, в  требованиях к моторным маслам тенденция к экономии топлива не могла не отразиться: всем известны энергосберегающие классы А1В1.

С введением в 2004 году класса «С» эта линия продолжилась: категории «С1» и «С2» являются энергосберегающими и должны обеспечивать экономию топлива минимум на 2,5% (правда для масел «С3-07» и «С4-07» нет таких требований). Помимо этого нормируется потеря массы масла при нагреве, что косвенным образом накладывает ограничения на изменения фракционного состава моторного масла.

Например, масло новой категории «С4-07» должно терять не более чем 11% массы при нагреве до 250 С против 13% для «С1», «С2», «С3», введенных в 2004 году. Несмотря на то, что в Украине введение стандартов Euro-5 – дело достаточно отдаленного будущего. Однако в стране все больше появляется автомобилей с двигателями FSI, для которых зольные отложения в камере сгорания  крайне нежелательны, и, следовательно, зольность масла является очень важным показателем.

Компания Castrol уже разработала и выпустила на рынок масла, соответствующие категории «С3». Наиболее популярные и востребованные из них: Castrol Magnatec 5W-40 C3 и Castrol Magnatec 5W-30 C3. А так же масло SLX Professional 5W-30 C3, используемое на авторизованных станциях технического обслуживания.