Год роста
Итоги работы в 2007 году
Автомобилестроительная отрасль Украины в 2007 году в целом сработала неплохо. За год изготовлено товарной продукции на 25,5 млрд. грн. По сравнению с 2006 годом прирост составил 67,2%. Причем в сравнительных ценах, а в абсолютных процент получится еще выше.
Грузовики
Здесь мы видим следующую картину. За 2007 год в Украине было изготовлено 7263 грузовых автомобиля, в то время как в 2006-м – 6511. Таким образом, прирост составил 11,5%, что отражает потребности национального рынка грузовой техники.
Однако это показатели обобщенные. А что же происходило на каждом конкретном предприятии?
Лидером в производстве грузовиков по-прежнему остается ХК «АвтоКрАЗ», значительно нарастивший выпуск за прошлый год (+19,8%). А вот его земляк и почти тезка – «КрАСЗ» («Кременчугский автосборочный завод»), наоборот, существенно снизил объем производства китайских грузовиков FAW – недобрал до показателя 2006 года целых 31,2%.
Два других крупных производителя грузовой техники демонстрировали уверенный рост выпуска. ЗАО «ЗАЗ», которое на мощностях в Запорожье изготавливает «пирожки», а на площадях в Ильичевске собирает грузовики TATA, показало отличный результат (+77,9%). А корпорация «Богдан» на предприятиях в Черкассах и Луцке, где собираются грузовики Hyundai, Isuzu и Dong Feng, вышла на неплохой показатель (+12,8%).
Автобусы
«Великолепная семерка» крупных производителей автобусов, входящая в «сферу влияния» Минпромполитики, в целом увеличила выпуск машин на четверть. В 2007 году изготовлено 7842 машины против 6236 в 2006 году (+25,8%).
Что касается отдельно взятых заводов, то здесь из общей оптимистической картины выпадает ОАО «Анто-Рус», сократившее выпуск машин… в три с лишним раза (28,5% от уровня 2006 года). На наш взгляд, это предприятие прилагает слишком мало усилий для продвижения своей продукции. Даже в самом Херсоне, где производятся автобусы «АнтоРус», они редкость: чаще встречаются «Эталоны» и «Богданы». Возможно, спад производства на «АнтоРусе» связан и с тем, что компания взялась за подготовку выпуска легковых автомобилей, что требует немало сил и средств.
Заметно активизировался старейший украинский производитель автобусов – «ЛАЗ». В 2007 году львовское предприятие выпустило на 40,6% автобусов больше, чем в предыдущем году. Рекордный рост показал ЗАО «Запорожский автомобильный завод» – на своем молодом предприятии в Ильичевске он изготовил автобусов в 3,7 раза больше, чем в 2006-м (+272%).
Ведущие позиции в автобусостроении Украины сегодня занимают корпорации «Богдан» и «Эталон». В 2007 году обе они упорно наращивали темпы.
В корпорации «Богдан» автобусы производят два предприятия: ОАО «Черкасский автобусный завод» и ЗАО «ЛуАЗ». На первом из них прирост выпуска в 2007 году составил 9,1%. Что касается завода в Луцке, то в 2006 году было изготовлено первых 92 машины, а в 2007-м – уже 530. Отсюда и фантастический процент прироста (+476%).
Корпорация «Эталон» выпускает автобусы тоже на двух заводах. На ОАО «Бориспольский автозавод» темпы роста производства были в 2007 году впечатляющими (+46,7%), а на ЗАО «Черниговский автозавод» – поскромнее (+14,4%).
Корпорация «Эталон» в 2007 году выпустила на двух своих заводах 3412 машин, а корпорация «Богдан» на двух своих – немного меньше, 3318. Таким образом, в нашем автобусостроении определились два лидера. И теперь аутсайдерам будет все труднее и труднее расширять нишу в уже распределенном рынке.
Тенденции
Любая тенденция не появляется на пустом месте. Она всегда определяется конкретными шагами со стороны государства или бизнеса, теми или иными законодательными актами и нормативными документами. Так, в 2005 году в украинском автопроме наблюдался спад в связи с урезанием налоговых льгот для национальных производителей. Но в 2006-м законодательная ситуация изменилась, и производство потихоньку пошло вверх. А в 2007-м в связи с развитием потребностей рынка объемы производства автомобилей значительно увеличились.Что же ждет нас в нынешнем году? Как известно, в 2008 году Украина должна вступить в СОТ, и это может негативно повлиять на динамику производства. Но, конечно, нельзя сказать, что в результате такого шага наш автопром, как говорится, упадет ниже ватерлинии: ведь он в последнее время заметно окреп.
Вряд ли произойдет резкое уменьшение выпуска грузовиков и автобусов, ибо автомобили такого типа, произведенные на Западе, значительно дороже и потому не могут в условиях Украины составить серьезной конкуренции отечественным машинам. Думается, что наши заводы смогут обеспечить рост производства коммерческих автомобилей в пределах 25 – 30%. Так что будем оптимистами.
Производство автомобилейв Украине в 2006–2007 гг., шт., по предприятиям |
|