X

Год роста

Итоги работы в 2007 году

Итоги работы в 2007 году

 
С какими результатами закончили автомобилестроители страны ушедший 2007 год? Об этом рассказывает Юрий Яковенко – заместитель директора департамента машиностроения Министерства промышленной политики Украины, начальник отдела автомобилестроения, коммунальной и дорожно-строительной техники.

Автомобилестроительная отрасль Украины в 2007 году в целом сработала неплохо. За год изготовлено товарной продукции на 25,5 млрд. грн. По сравнению с 2006 годом прирост составил 67,2%. Причем в сравнительных ценах, а в абсолютных процент получится еще выше.

Грузовики

Здесь мы видим следующую картину. За 2007 год в Украине было изготовлено 7263 грузовых автомобиля, в то время как в 2006-м – 6511. Таким образом, прирост составил 11,5%, что отражает потребности национального рынка грузовой техники.

Однако это показатели обобщенные. А что же происходило на каждом конкретном предприятии?

Лидером в производстве грузовиков по-прежнему остается ХК «АвтоКрАЗ», значительно нарастивший выпуск за прошлый год (+19,8%). А вот его земляк и почти тезка – «КрАСЗ» («Кременчугский автосборочный завод»), наоборот, существенно снизил объем производства китайских грузовиков FAW – недобрал до показателя 2006 года целых 31,2%.

Два других крупных производителя грузовой техники демонстрировали уверенный рост выпуска. ЗАО «ЗАЗ», которое на мощностях в Запорожье изготавливает «пирожки», а на площадях в Ильичевске собирает грузовики TATA, показало отличный результат (+77,9%). А корпорация «Богдан» на предприятиях в Черкассах и Луцке, где собираются грузовики Hyundai, Isuzu и Dong Feng, вышла на неплохой показатель (+12,8%).

Автобусы

«Великолепная семерка» крупных производителей автобусов, входящая в «сферу влияния» Минпромполитики, в целом увеличила выпуск машин на четверть. В 2007 году изготовлено 7842 машины против 6236 в 2006 году (+25,8%).

Что касается отдельно взятых заводов, то здесь из общей оптимистической картины выпадает ОАО «Анто-Рус», сократившее выпуск машин… в три с лишним раза (28,5% от уровня 2006 года). На наш взгляд, это предприятие прилагает слишком мало усилий для продвижения своей продукции. Даже в самом Херсоне, где производятся автобусы «АнтоРус», они редкость: чаще встречаются «Эталоны» и «Богданы». Возможно, спад производства на «АнтоРусе» связан и с тем, что компания взялась за подготовку выпуска легковых автомобилей, что требует немало сил и средств.

Заметно активизировался старейший украинский производитель автобусов – «ЛАЗ». В 2007 году львовское предприятие выпустило на 40,6% автобусов больше, чем в предыдущем году. Рекордный рост показал ЗАО «Запорожский автомобильный завод» – на своем молодом предприятии в Ильичевске он изготовил автобусов в 3,7 раза больше, чем в 2006-м (+272%).

Ведущие позиции в автобусостроении Украины сегодня занимают корпорации «Богдан» и «Эталон». В 2007 году обе они упорно наращивали темпы.

В корпорации «Богдан» автобусы производят два предприятия: ОАО «Черкасский автобусный завод» и ЗАО «ЛуАЗ». На первом из них прирост выпуска в 2007 году составил 9,1%. Что касается завода в Луцке, то в 2006 году было изготовлено первых 92 машины, а в 2007-м – уже 530. Отсюда и фантастический процент прироста (+476%).

Корпорация «Эталон» выпускает автобусы тоже на двух заводах. На ОАО «Бориспольский автозавод» темпы роста производства были в 2007 году впечатляющими (+46,7%), а на ЗАО «Черниговский автозавод» – поскромнее (+14,4%).

Корпорация «Эталон» в 2007 году выпустила на двух своих заводах 3412 машин, а корпорация «Богдан» на двух своих – немного меньше, 3318. Таким образом, в нашем автобусостроении определились два лидера. И теперь аутсайдерам будет все труднее и труднее расширять нишу в уже распределенном рынке.

Тенденции

Любая тенденция не появляется на пустом месте. Она всегда определяется конкретными шагами со стороны государства или бизнеса, теми или иными законодательными актами и нормативными документами. Так, в 2005 году в украинском автопроме наблюдался спад в связи с урезанием налоговых льгот для национальных производителей. Но в 2006-м законодательная ситуация изменилась, и производство потихоньку пошло вверх. А в 2007-м в связи с развитием потребностей рынка объемы производства автомобилей значительно увеличились.Что же ждет нас в нынешнем году? Как известно, в 2008 году Украина должна вступить в СОТ, и это может негативно повлиять на динамику производства. Но, конечно, нельзя сказать, что в результате такого шага наш автопром, как говорится, упадет ниже ватерлинии: ведь он в последнее время заметно окреп.

Вряд ли произойдет резкое уменьшение выпуска грузовиков и автобусов, ибо автомобили такого типа, произведенные на Западе, значительно дороже и потому не могут в условиях Украины составить серьезной конкуренции отечественным машинам. Думается, что наши заводы смогут обеспечить рост производства коммерческих автомобилей в пределах 25 – 30%. Так что будем оптимистами.

Производство автомобилейв Украине в 2006–2007 гг., шт., по предприятиям
Предприятие
Объем производства
2006 год
2007 год
грузовых автомобилей
ХК «АвтоКрАЗ»
3486
4175
ООО «КрАСЗ»
1655
1138
ЗАО «ЗАЗ»
621
1105
ОАО «ЛуАЗ»
749
845
Всего автобусов
ЗАО «ЗАЗ»
130
484
ОАО «ЛуАЗ»
92
530
ОАО «Анто­Рус»
549
157
«ЛАЗ»
335
471
ЗАО «Черниговский автозавод»
1156
1332
ОАО «Черкасский автобусный завод»
2556
2788
ОАО «Бориспольский автозавод»
1418
2080
Всего
6236
7842