X

Грядет повышение пошлин: Платить больше

Верховна Рада приняла в первом чтении Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины», который предусматривает увеличение таможенных пошлин на иномарки и создание новой системы преференций для некоторых отечественных автозаводов.

Верховна Рада приняла в первом чтении Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины», который предусматривает увеличение таможенных пошлин на иномарки и создание новой системы преференций для некоторых отечественных автозаводов.

Верховна Рада приняла в первом чтении Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины», который предусматривает увеличение таможенных пошлин на иномарки и создание новой системы преференций для некоторых отечественных автозаводов.

Украинский парламент 20 ноября 2003 года принял в первом чтении законопроект №3677, который существенно изменяет «правила игры» на отечественном авторынке. За последние три года законодательство в этой отрасли практически не претерпевало изменений, что стало одной из причин увеличения объема легального рынка новых автомобилей.

Что считается автозаводом?

Согласно пояснительной записке к законопроекту (опубликованной на Интернет-сайте Верховной Рады www.rada. gov.ua) он призван содействовать развитию отечественной автомобильной промышленности, а также приведению украинского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Для этого документом предусмотрено повысить импортные пошлины на ввезенные в нашу страну готовые машины и комплектующие для их крупноузловой сборки. Закон регулирует также льготы для автопроизводителей, которые будут предоставлены до конца 2008 года.

В законопроекте четко определено, какие именно автопроизводители получат право пользоваться налоговыми льготами. Основной деятельностью такого предприятия должно быть производство автомобилей, у него должны быть лицензия (или другое разрешение) на выпуск машин какой-либо марки и международный код производителя (WMI). Инвестиционная программа также должна быть утверждена в Кабинете министров. Кроме того, вводится определение «страна происхождения автомобиля». Налоговые льготы распространяются только на те заводы, которые производят машины «происхождением из Украины». Для получения такого статуса завод должен выполнить два условия. Первое – в нашей стране должен быть сварен и покрашен кузов машины, который затем отправится на окончательную сборку. Второе – в Украине будет проведен такой объем работ, в результате которого добавленная часть стоимости автомобиля должна превышать 50% окончательной цены.

Производители платят меньше

Для предприятий, выполнивших все предписания закона, устанавливаются некоторые налоговые льготы. Завод не будет платить таможенные пошлины при ввозе комплектующих для автомобилей и оборудования для их производства. Если предприятие будет выпускать более 10000 машин в год, то и акцизный сбор оно платить не будет (сегодня от уплаты этого налога освобождаются заводы с объемом выпуска от 1000 машин в год).

Получив преференции, производителю на протяжении льготного периода необходимо реинвестировать прибыль в развитие предприятия. В этом случае его освободят от налога на прибыль. Если автозавод строится «с нуля» и не имеет производственных мощностей, он должен их возвести в течение первых трех лет со дня утверждения инвестиционной программы в Кабмине. Ее выполнение по результатам каждого года контролируют представители Минпромполитики и Налоговой администрации. Если предприятие не выполняет утвержденную программу, оно лишается льгот и выплачивает все налоги, от которых было освобождено.

Автомобильные предприятия, которые на данный момент уже выполнили требования Закона 1998 г. «О стимулировании…» (т. е. внесли зарегистрированную инвестицию в размере 150, 30 или 10 млн. долларов), сохраняют свои нынешние преференции – дополнительно к названным льготам освобождаются от уплаты НДС и налога на землю. Это заводы «ЗАЗ», «ЛАЗ», «Энергоавтоматика».

Пошлины – все выше и выше

Проектом №3677 предусматриваются существенные изменения ставок таможенных пошлин на ввоз автомобилей (см. табл.). В частности, если раньше они начислялись в зависимости от объема двигателя автомобиля, то после принятия законопроекта – как от литража мотора (причем на некоторые позиции ставки увеличились в 11 раз), так и от таможенной стоимости машины. Двойной принцип расчета пошлины – это перестраховка на случай возможного занижения импортером одного из параметров. Кроме того, увеличиваются таможенные ставки на комплектующие для сборки (двигатели, кузова, их части) – с 5 – 10 до 20%. Заметим, что спустя два года (с 2006-го) пошлины на новые малолитражки предусмотрено снизить с 15 до 12%, но на машины с объемом двигателя свыше 3,0 л – оставить на уровне 20%.

Цены вырастут

Принятие данного проекта в его нынешнем виде на первом этапе приведет к существенному изменению цен на импортируемые новые и подержанные автомобили (см. табл.). В частности, на 10 – 15% вырастет стоимость почти всех иномарок (кроме собранных на «ЗАЗе» и «ЛАЗе»). Утратит экономический смысл сборка машин на тех заводах, где производится меньше 10000 экземпляров в год.

Стоимость растаможки подержанных машин изменится по-разному. Так, таможенные платежи за малолитражки любых годов выпуска повысятся. Но автомобили с большим объемом двигателя растамаживать станет выгоднее! Хотя налоговые платежи все равно останутся большими. Таким образом, желающим приобрести новый или подержанный малолитражный автомобиль в ближайшее время следует поторопиться, иначе придется платить за них несколько больше. Любителям больших подержанных машин спешить не стоит – возможно, они подешевеют.

 МНЕНИЕ  

Тариэл Васадзе
Народный депутат Украины, почетный президент корпорации «УкрАвто», глава наблюдательного совета ЗАО «ЗАЗ»

Законодательное определение критерия происхождения автомобилей, выписанное в данном проекте закона, – это эффективный метод регулирования производства, который сочетается с предоставлением налоговых субсидий и не противоречит международным нормам. Поскольку в ходе переговоров о вступлении в ВТО Украине пришлось отказаться от норм по локализации производства и требований к минимальному объему инвестиций, критерий происхождения товара остается едва ли не единственным приемлемым способом стимулирования производства и основанием для предоставления льгот предприятиям. Если при формировании законодательного поля его проигнорировать, последствием может стать превращение Украины в страну «отверточной» сборки, при которой государственными преференциями сможет воспользоваться любая станция техобслуживания, а предпосылки для развития производства, пополнения бюджета и наращивания числа рабочих мест в автомобилестроении будут полностью уничтожены.

Наиболее распространенным и эффективным методом защиты рынка в мировой практике является тарифное регулирование.

К примеру, Украине целесообразно изменить ставки ввозной пошлины на импорт автомобилей. Как показывают расчеты, оптимальной является ставка 30 – 32%, и именно такой ее минимальный размер установлен в большинстве стран мира. Украина согласовала с Европейской комиссией ставку пошлины в размере до 30% – до уровня, при котором нет необходимости субсидировать внутреннее производство. Если сохранять преференции для автомобильных предприятий, приемлемой может быть ставка пошлины 15 – 20%. Но если же государственная поддержка отрасли сконцентрируется вокруг компаний-импортеров, Украина рискует утратить собственное производство и фактически выйти из категории стран – производителей автомобилей.

Все рассмотренные методы регулирования автопромышленности и рынка нашли отражение в проекте Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины».

 МНЕНИЕ  

Олег Свинарчук
Глава наблюдательного совета ЗАО «ЛуАЗ»

Последствия принятия такого закона будут самыми печальными для украинского рынка – цены на импортные автомобили повысятся на 15 – 20%, а большинство отечественных автопроизводителей (кроме «ЗАЗа» и «ЛАЗа») вынуждены будут свернуть деятельность. Дело в том, что в требованиях законопроекта к предприятиям есть дискриминационные пункты об обязательной регистрации инвестиционной программы в Кабмине (им соответствуют только 2 автозавода), а также выпуске автомобилей происхождением из Украины (выполняется 4 заводами из существующих 13-ти). Ставки ввозной пошлины на двигатели и кузова для промышленной сборки на уровне 20% (а на готовые автомобили – 15 и 12%) не стимулируют вложение средств в развитие автомобильной промышленности Украины. Результатом станет приоритетность импорта и сборки автомобилей российских марок, комплектующие для которых ввозятся без уплаты таможенных пошлин.

 МНЕНИЕ  

Дмитрий Святаш
Народный депутат Украины, почетный президент корпорации «Автоинвестстрой»

Закон, развивающий автомобильную промышленность Украины, нужен. Но хотя принятый в первом чтении проект №3677 более прогрессивен, чем существующий Закон «О стимулировании…», у него есть огромные недостатки. В частности, п. 2 «Прикінцевих положень» Закона фактически оставляет на рынке два предприятия, которые будут иметь отличную от других льготную систему налогообложения. А это противоречит и принципам Всемирной торговой организации, и отечественному антимонопольному законодательству. Данный закон стоит принимать только после тщательного анализа и учета пожеланий народных депутатов, профильного комитета парламента согласно Регламенту Верховной Рады, а также государственных исполнительных структур.

 МНЕНИЕ  

Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

На мой взгляд, данный законопроект противоречит в первую очередь интересам государства и граждан Украины, а также не является позитивным шагом на пути к приведению отечественного законодательства в соответствие с нормами Европейского союза и ВТО. Автоимпортеры считают, что отечественным предприятиям нужны льготы, но они должны быть равными для всех производителей. Данный проект устанавливает пошлины на комплектующие в размере 20%, а на готовые автомобили – 15%. То есть о поддержке автозаводов речь не идет. В случае принятия закона в нынешнем виде существенно повысятся цены на транспортные средства, что приведет к инфляции – подорожают услуги и товары. Так что ВААИД данный проект поддерживать не будет, ведь от его введения пострадают не только импортеры и производители, но и большинство украинских граждан. Впрочем, ситуация могла быть еще более драматичной. Изначально предлагалось повысить пошлины до 32% (потом эту цифру снизили до 28 и 15%). ВААИД считает, что максимальный размер пошлин должен составлять 15% при условии равных налоговых льгот для всех автопроизводителей.

 МНЕНИЕ  

Олег Папашев
Председатель совета директоров ЗАО «ЗАЗ»

Наконец-то здравый смысл в парламенте восторжествовал – Верховна Рада приняла в первом чтении закон, действительно поддерживающий отечественных производителей. Причем речь идет не только о «ЗАЗе» – в новом законе нет порога инвестиций в 150 миллионов долларов, который ранее удерживал многих инвесторов от развития производства в нашей стране. Надеюсь, что и во втором чтении данный документ не претерпит существенных изменений.

 МНЕНИЕ  

Олег Боярин
Генеральный директор ЗАО «Еврокар»

На мой взгляд, принятый в первом чтении законопроект о развитии отечественного автопрома не является стимулирующим не только для производства Skoda и Volkswagen, но и для других автозаводов.

Данный законопроект может служить ярким примером лоббирования интересов одного производителя, который в свою очередь получает беспрецедентные льготы на 5 лет. Фактически он монополизирует рынок и никоим образом не решает проблемы гармонизации закона согласно требованиям ВТО. В итоге все это негативно скажется на конечных потребителях, которые не будут иметь выбора при покупке автомобиля.

 МНЕНИЕ  

Валерий Чайка
Директор по продажам и маркетингу представительства Renault в Украине

Если закон вступит в силу в данном виде, то повышение цен на импортные автомобили неизбежно. По нашим расчетам, стоимость самых популярных в Украине автомобилей В- и С-классов (например, Renault Symbol) возрастет на 11%. Введение новых пошлин приведет к наиболее заметному спаду продаж в этом классе. При этом концерн Renault вне зависимости от размеров пошлин и льгот для украинских производителей не намерен в обозримом будущем размещать производство автомобилей в Украине.

 МНЕНИЕ  

Александр Бучер
Директор киевского авторынка «Центральный»

Возможное повышение пошлин отражается на рынке уже сегодня. Потенциальные покупатели новых и «свежих» подержанных автомобилей стараются избавиться от своих старых машин. В результате предложение подержанных автомобилей, эксплуатировавшихся в Украине, сегодня выше, чем спрос на них, – на киевском авторынке продавцов на 30 – 40% больше, чем покупателей. Причем из-за конкуренции цены на подержанные машины не выросли. Таким образом, у потенциальных покупателей подержанных иномарок сегодня есть хороший выбор при приемлемых ценах. Такая ситуация продержится до Нового года или до принятия закона, повышающего пошлины. В то же время продавцы новых и подержанных свежеввезенных машин сегодня заполняют склады, но не спешат продавать ввезенные автомобили. Они ждут повышения пошлин, когда этот товар можно будет продать подороже.

 МНЕНИЕ  

Олег Омельницкий
Директор ИАГ Auto-Consulting

Законопроект №3677 весьма неоднозначен. Конечно, поддерживать автомобилестроение необходимо – эта отрасль развивала экономики многих стран мира. И проект закона прогрессивен по отношению к полномасштабным производствам. С другой стороны, закон абсолютно не стимулирует сборочные процессы, так как пошлины на машинокомплекты составят 20%, а на готовые авто – 15%. Но ведь полномасштабные производства создаются в процессе эволюции сборочных заводов. Это означает, что «вхождение» в отрасль сильно осложнено.

На мой взгляд, цены на автомобили обязательно изменятся, но по-разному. Так, себестоимость (стоимость растаможенного автомобиля без дилерских накруток) модели Toyota Land Cruiser 100 с двигателем 4,7 л составит 67717 евро против нынешних 64147 (это больше на 3570 евро, или 5,5%). Автомобильчик В-класса с мотором 1,4 л обойдется дороже на 11,6%, машина С-класса с двигателем 1,6 л – на 12,5%, авто D-класса с двигателем 1,8 л – на 12,6%. Впрочем, нет оснований для подорожания легковушек производства ЗАО «ЗАЗ» («Таврии», Daewoo, Dacia, некоторых моделей Opel, Mercedes-Benz), относительно стабильными останутся цены на ВАЗы, УАЗы, «Ижи», ГАЗы.

 Когда вырастут пошлины?

Голосование законопроекта №3677 в первом чтении – это только первый шаг на пути к принятию закона. Согласно процедуре законотворчества Верховной Рады, следующим этапом должно стать двухнедельное обсуждение проекта в комитетах и фракциях, в результате которого депутаты внесут свои дополнения и поправки в принятый текст закона. Все предложения должен аккумулировать и обработать профильный комитет ВР (по вопросам финансов и банковской деятельности). Кроме того, свое мнение по данному проекту высказывают несколько государственных исполнительных институтов – Кабинет министров, Налоговая администрация и т. д. Новый размер таможенных ставок также необходимо утвердить на Таможенно-тарифном совете. С учетом всех пожеланий депутатов проект выносится на рассмотрение Верховной Рады во второй раз (это должно произойти не ранее 4 декабря 2003 года). Выслушав все предложения, депутаты могут принять закон в целом или же отправить его на доработку, после чего вынести на третье чтение. Когда документ наберет необходимое количество голосов, он считается принятым и подается на подписание Президенту. Он обязан в течение 14 дней рассмотреть закон и отклонить либо подписать его, после чего документ печатается в официальной прессе. Поскольку нормативный акт изменяет ставки налогов, он не может вступить в силу ранее, чем через 45 дней после публикации. Таким образом, даже при самом оперативном развитии событий новые ставки налогов могут вступить в силу не ранее, чем в феврале 2004 года. Более реальные сроки – март-апрель 2004-го. В то же время законы, изменяющие налогообложение, должны найти отражение в государственном бюджете на следующий год, то есть вступать в силу с Нового года. Хотя история знает прецеденты, когда законы принимались или подписывались за день до начала их действия… В любом случае «АЦ» будет следить за ходом принятия данного документа.

 Некоторые из предлагаемых изменений таможенных пошлин
Объем двигателя легковых автомобилей, см куб.Существующая ставка пошлины, евро за 1 см куб.
Предлагаемая пошлина, % (не меньше евро за 1 см куб.)
До 31.12.2005С 1.01.2006
До 1000для новых авто0,0515% (0,6)12% (0,5)
до 5 лет0,120% (0,7)20% (0,7)
старше 5 лет0,1530% (0,8)30% (0,8)
1000 – 1500для новых авто0,115% (0,8)12% (0,7)
до 5 лет0,220% (1,0)20% (1,0)
старше 5 лет0,330% (1,2)30% (1,2)
1500 – 2200для новых авто0,115% (0,8)12% (0,7)
до 5 лет0,220% (1,0)20% (1,0)
старше 5 лет0,330% (1,2)30% (1,2)
2200 – 3000для новых авто0,415% (0,9)12% (0,8)
до 5 лет0,820% (1,2)20% (1,2)
старше 5 лет1,230% (1,4)30% (1,4)
Свыше 3000для новых авто0,820% (1,8)20% (1,8)
до 5 лет1,625% (1,8)25% (1,8)
старше 5 лет2,430% (2,4)30% (2,4)

 Возможные изменения цен на некоторые легковые автомобили
Украинские («Таврия», «Cлавута»)0%
Российские (ВАЗ, ГАЗ)0… + 5%
Собранные в Украине на «ЗАЗе» (Daewoo Lanos, Sens, Mercedes)0%
Собранные в Украине на других предприятиях (Skoda, VW)0… + 5%
Импортированные в Украину+ 10… + 15%
Подерж. до 5 лет– 15… + 20%
Подерж. 5 – 8 лет– 20… + 20%

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича и из архива редакции