X

Кабмин наметил серьезные реформы пассажирских и грузовых перевозок

Первые итоги по результатам рассмотрения на заседании Кабинета министров вопроса безопасности дорожного движения подвел на брифинге с журналистами Константин Ефименко. Первый заместитель Министра инфраструктуры рассказал о грядущих реформах в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

В своем вступительном слове Константин Ефименко привел ряд важных статистических данных. На данный момент в Украине зарегистрировано 9,2 миллиона транспортных средств, из которых на долю лицензиатов, выполняющих коммерческие пассажирские и грузовые перевозки приходится 154 тысячи ТС, включая 75 тысяч автобусов и 48 тысяч легковых автомобилей. И это не считая сотен тысяч автобусов и грузовиков не резидентов. При этом за первые полгода в стране произошло 89 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в том числе 12,5 тысяч ДТП с пострадавшими. Число же пострадавших составило 150 тысяч, погибших — две тысячи шесть человек. Именно с учетом всех этих данных в Кабмине были рассмотрены несколько первоочередных и фундаментальных вопросов.

Как рассказал первый заместитель Министра инфраструктуры, совместно с Минэкономики и Министерством финансов будет разрабатываться программа на 2013 год по выделению 600 миллионов гривен на компенсацию кредитных процентов перевозчикам, обновляющим свой парк и закупающим автобусы отечественного производства. Это важная программа, если учесть, что на сегодня из 75 тысяч автобусов, задействованных на пассажирских перевозках, порядка 20 тысяч, или 25,5%, — это автобусы, которые эксплуатируются 18 лет и более лет.

Следующий фундаментальный шаг, который планируется сделать, — провести укрупнение перевозчиков. Константин Ефименко напомнил журналистам, что в конце 80-х — начале 90-х годов в стране работало 730 перевозчиков. Очевидно, что при этом было легко вести контроль за наличием должной технической базы у автотранспортных предприятий, за техническим состоянием парка, вести медицинский контроль водителей. Сейчас же число перевозчиков, без учета такси, составляет порядка 18 тысяч. И что самое тревожное, подавляющее число оказывающих услуги по перевозке пассажиров предприятий предельно мелкие в прямом смысле слова: более 11 тысяч имеет в своем парке только один автобус, еще порядка 6 тысяч  имеют в среднем по 3 автобуса. Соответственно, цель укрупнения — довести численность компаний, оказывающих услуги по перевозкам до 1500 — 2000. В этом случае можно будет говорить о возможности проводить качественный оперативный и эффективный контроль за ними. Кроме того, крупным предприятиям будет легче проводить модернизацию своего парка.

Как было отмечено, что укрупнение планируется провести поэтапно на протяжении 3-5 лет. Период в 3-5 лет продиктован стремлением провести процесс укрупнения плавно и, соответственно, сроками, на которые в настоящий момент выдаются лицензии. При этом процесс уже фактически начался. Так, уже сейчас изменены условия получения лицензий на перевозки, путем внедрения бальной системы, по которой более высокие баллы начисляются крупным перевозчикам, имеющим собственную материально-техническую базу. Например, в Харькове в 2010 году 187 маршрутов обслуживало 82 перевозчика. За последние полтора года были проведены необходимые работы, и теперь в Харькове работает три крупных перевозчика.

Важный вопрос, на котором был сделан особый акцент, — что будет с теми, кто не сможет укрупниться. По заверениям Константина Ефименко, вопрос не стоит так, что нужно победить мелких перевозчиков. Основная задача — все сделать правильно, избежать социальных потрясений, сберечь рабочие места. Для этого планируется схема, по которой крупное предприятие будет выкупать у мелких компаний их автотранспорт, а сотрудникам предлагать устраиваться на работу в крупное предприятие на выгодных условиях. Еще вариант — работать на нерегулярных перевозках: в летнее и зимнее время на перевозках отдыхающих, на паломнических мероприятиях, на обслуживании туристических маршрутов и тому подобное.

При реализации мер по повышению безопасности движения Мининфраструктуры предлагает взять под особый контроль вопрос подготовки водителей коммерческого автотранспорта. Как напомнил первый заместитель Министра инфраструктуры, в конце 80-х — начале 90-х после получения водительских прав, для того, чтобы работать на перевозке пассажиров на маршрутах городского транспорта, нужно было иметь трехлетний опыт безаварийной работы на легковом транспорте или на грузовом транспорте до 3,5 тонн, а для междугородних перевозок — плюс еще два года на других категориях. О том, чтобы возвращаться к такой же практике, речь не идет. Предлагается введение свидетельства водителя коммерческого транспорта, для получения которого придется иметь не только навыки управления автобусом, но и навыки работы с пассажирами, необходимо уметь оказывать квалифицированную домедицинскую помощь. А в случае нарушений предлагается отбирать  именно этот документ и лишать таким образом возможности работать.

Еще один важный аспект, которому отведена роль первоочередных мер, — это вопросы внедрения средств пассивной безопасности, таких как, например, тахографов и ремней безопасности. По тахометрам работа уже активно ведется: с 1 июня 2012 года эти приборы уже обязательны на междугородних маршрутах свыше 150 километров, с 1 июня 2013 их будут требовать на междугородних маршрутах протяженностью от 50 до 150 километров, а с первого июня 2015 года — на грузовых автомобилях, грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн. Что же до ремней безопасности для пассажиров автобусов, то уже сегодня сертификаты не выдаются на новые автобусы отечественного производства и ввезенные в Украину, у которых нет ремней для пассажиров. Полноценный первый этап по массовому использованию ремней для пассажиров стартует с июля следующего года. При этом на первых этапах никаких репрессивных мер не планируется — все будет строиться на уровне собственного понимания необходимости беспокоиться о жизни и здоровье.

В заключение Константин Ефименко подчеркнул, что повышение уровня качества и безопасности пассаж перевозок предполагает комплексный подход. Этими вопросами будет заниматься не только Мининфраструктуры, но и МВД, и Мининистерство просвещения и науки, и МЧС, и Министертво охраны здоровья, и Укравтодор.