X

Каждому авто – свою лампу!

Типы и виды автомобильных источников света


В каждом автомобиле используется более десятка разновидностей ламп. Исходя из особенностей каждой модели, производители автоламп создают различные виды и типы источников освещения.

Чтобы удовлетворить требования потребителей, производители источников освещения выпускают целую модельную линейку «галогенок» и обычных ламп накаливания.

Во многих странах Европы существует требование включать ближний свет даже в дневное время. Это вызвало спрос на лампы с более продолжительным сроком службы, чем у стандартных. Например, у OSRAM такая лампа называется Light&Day и светит втрое дольше, чем стандартная.
Из-за роста скоростей современных автомобилей повысились требования к дальности освещения. Один из путей увеличения яркости и дальности света – использование более мощных ламп – не поддержали автопроизводители. Были созданы «галогенки» с увеличенной на 20 – 50% яркостью при стандартной мощности (50 – 65 Вт). Например, лампа Silverstar излучает на 50% больше света, чем стандартная, а это дополнительные 20 метров освещенной дороги.
После того как на автомобилях премиум-класса начали устанавливать ксеноновые лампы с бело-голубым свечением, возникла мода на бело-синий свет. «Галогенка» с голубым напылением колбы Cool Blue дает примерно ту же цветовую температуру, что и ксеноновая лампа (4000 К и 4100 К соответственно), а стоит значительно меньше газоразрядной.
Распространение прозрачных (нерассеивающих) стекол фар привело к созданию ламп с серебряным наконечником (Silverstar) или даже лампы для поворотников со специальным покрытием колбы, которая дает оранжевый свет при включении (Diadem).
Кроме того, лампы каждого из перечисленных видов выпускаются в нескольких типоразмерах – Н1, Н4, Н7 и т. д. Причем сегодня прослеживается тенденция оснащать автомобили не блок-фарами, в которых одна лампа Н4 дает и ближний, и дальний свет, а блоком с раздельными лампами и отражателями для каждого вида света.
Существуют также разные типы цоколей, причем в последнее время появились крепления, облегчающие монтаж ламп и отводящие тепло от колбы и цоколя.

 Кто производит автолампы?

Oдин из двух крупнейших мировых производителей источников освещения – ОSRAM. Компания является собственностью корпорации Siemens. Название торговой марки OSRAM зарегистрировано в 1906 году – это начало слова «осмий» и окончание «вольфрам» (эти материалы в то время использовались при производстве лампочек). А компания под таким именем появилась в 1919 году в результате слияния трех крупных немецких производителей.

В 2004 финансовом году объем продаж компании составил около 4,2 миллиарда евро. OSRAM из производителя классических ламп накаливания превратилась в высокотехнологическую компанию, 40% продаж которой приходится на инновационные изделия, выпущенные на рынок не позднее пяти лет назад. Компания поставляет продукцию примерно в 140 стран и владеет 53 заводами в 19 странах, где работают 36 тыс. человек.

 Будущее – за светодиодами

Наряду с лампами накаливания и газоразрядными в автомобиле все более широкое применение находят светодиодные источники света.

Например, в мюнхенской «Световой студии» компании OSRAM демонстрируется уменьшенная копия автомобиля, где все световые приборы – светодиодные. И это не отдаленная перспектива. Полупроводники уже сегодня могут заменить в машине любую светотехнику, кроме фар головного света. Но и эта «высота» им по плечу. Развитие светодиодной технологии признано специалистами самым перспективным.

Технология создания светодиодов (LED) появилась только в 70-х годах ХХ столетия, но сегодня развивается довольно динамично. Кстати, этапы ее прогресса легко проследить на автомобилях различных годов выпуска. Так, в 80-х годах янтарные или красные светодиоды (в то время была возможность обеспечить только такие цвета) использовались для подсветки дисплеев радиоприемников и систем кондиционирования (1). В 90-х научились делать светодиоды синего цвета – и сразу же приборы получили такую подсветку (2). В начале XXI столетия, когда удалось наладить массовое производство светодиодов белого цвета, они тотчас нашли свое место в салонах машин. Кроме того, на некоторых авто появились индикаторы указателей поворотов, дополнительные стоп-сигналы и даже целые блоки задних фонарей, состоящие из набора светящихся полупроводников (3). Такое «нашествие» светодиодов не случайно: у них есть существенные преимущества перед другими источниками света, важные для транспортных средств, – малое энергопотребление, долговечность, невосприимчивость к вибрациям, широкая цветовая гамма.

Главный недостаток светящихся полупроводников – низкая по сравнению с другими типами ламп светоотдача – скоро будет устранен. Если у первых светодиодов этот показатель составлял 0,5 лм/Вт (люмен на Ватт), то сегодня – уже 10 – 12 лм/Вт. Для сравнения: светоотдача ламп накаливания – 12 – 15 лм/Вт, «галогенок» – 25 – 35 лм/Вт. Ученые каждые полгода улучшают светоотдачу полупроводников. Учитывая такую тенденцию, характеристики светодиодов станут приемлемыми для фар головного света уже в 2010 году!

Впрочем, по мнению руководителя департамента автомобильного света компании OSRAM Джима Джонсона, «классические фары светодиодам не заменить: каждый автопроизводитель найдет свою идеальную комбинацию освещения».

Сергей Матусяк
Киев – Мюнхен – Киев
Фото автора и OSRAM

Редакция багодарит представительство OSRAM в Украине за помощь в подготовке статьи