X

Китайский бизнес

Примерно год назад на украинском рынке появились автомобили из Поднебесной. И уже можно сделать вывод, что у «китайцев» в Украине неплохие перспективы.

Примерно год назад на украинском рынке появились автомобили из Поднебесной. И уже можно сделать вывод, что у «китайцев» в Украине неплохие перспективы.

Примерно год назад на украинском рынке появились автомобили из Поднебесной. И уже можно сделать вывод, что у «китайцев» в Украине неплохие перспективы.

В прошлом году более сотни китайских автозаводов произвели 2,8 млн. легковых и коммерческих автомобилей. И это – далеко не предел.

Бурное развитие автопромышленности привело к тому, что китайские производители стали выпускать больше машин, чем необходимо внутреннему рынку. Многие местные предприятия сегодня работают не на полную мощность и готовы поставлять свою продукцию на экспорт. Зная это, украинские предприниматели в прошлом году начали «прощупывать» китайские автозаводы, подбирая возможных партнеров. Многие крупнейшие украинские автодилеры, импортеры и производители побывали в Китае, договорились там о поставках автомобилей и создали в Украине специализированные компании или подразделения существующих фирм. Среди них как импортеры известных марок, так и региональные дилеры или независимые автосалоны: «УкрАвто», «Атолл Авто», «Атлант М», «Автогруппа ВИПОС», «Фольксмоторс», «Автоинвестбуд», «АвтоПалац», «АвтоПриват» и многие другие. Впрочем, в 2005 году продажи китайских легковых автомобилей пока не стали массовыми – за год их купили всего около пяти сотен (данные Auto-Consulting).

Китайцы выпускают легковушки различных классов, внедорожники и пикапы. Но в Украине наибольшим спросом пользуются внедорожники. Оно и неудивительно: главный козырь китайских машин – цена. Полноразмерный внедорожник, сильно похожий на Toyota Land Cruiser, 4 Runner, RAV4 или другую японскую модель за 20 – 25 тысяч долларов, – довольно заманчивое предложение на украинском рынке, где за такие деньги можно купить новой лишь легковушку С-класса. Китайские внедорожники приобретают как состоятельные люди в качестве машины для выездов на природу, так и водители, которые ранее «приценивались» к подержанным «джипам».

Что мешает поставкам?

Несмотря на кажущуюся привлекательность торговли китайскими машинами, темпы их распространения на украинском рынке пока не очень стремительны. Дело в том, что для массового вывода новой марки необходимы значительные финансовые ресурсы. А темпы роста украинского авторынка требуют от дилеров вложения денег в уже представленные бренды. Поэтому даже крупнейшие отечественные холдинги, хоть и приглядываются к китайским машинам, пока не начали активных действий.

Между тем бизнес на китайских автомобилях имеет массу особенностей. Например, проблему представляет хотя бы выбор марки, которую можно выводить на рынок. В частности, китайские марки имеют не совсем привычные для славянского уха названия. Чего стоят только Gonow, Huali, Saibao или Heibao! Для успешного вывода на украинский рынок подобных машин необходим ребрендинг, то есть замена торговой марки. Но в этом случае надо, чтобы китайский автопроизводитель доверил украинскому партнеру эксклюзивные права на развитие марки в нашей стране. А большинство китайских бизнесменов придерживаются принципа мультидилерства, то есть возможности продажи своих машин несколькими местными операторами рынка. Далее: для длительного присутствия бренда на рынке необходимо организовать стабильные поставки как авто, так и запчастей к ним. Любой автомобиль требует сертификации, ремонта и обслуживания, а значит – знания конструкции. Все эти трудности решаются с помощью профильных специалистов, знакомых с китайской техникой, а таких в нашей стране пока немного.

Еще одна проблема, сдерживающая приток «китайцев» в Украину, – качество машин. Отечественные автомобилисты стали довольно придирчивы как к качеству сборки, отделки и материалов, так и к надежности в эксплуатации. Но добиться приемлемого качества могут не все китайские автопроизводители (хотя этот показатель постепенно улучшается).

Есть опыт – будет рынок

Впрочем, все эти сложности можно преодолеть. Об этом свидетельствует тот факт, что китайские «Фотоны», Dong Feng и FAW уже собираются в Украине и занимают достаточно заметное место на отечественном авторынке. Правда, несколько китайских марок в сегменте коммерческих авто сначала появились, но вскоре покинули его – «не прижились». Зато благодаря автопроизводителям из Поднебесной в Украине возник ранее не существовавший класс пикапов.

В текущем году «китайцы» станут более популярны. На рынке появятся новые марки и модели, но перспектива есть только у тех, к развитию которых дистрибьюторы приложат серьезные усилия и средства. С большой вероятностью можно прогнозировать начало сборки китайских внедорожников на отечественных предприятиях. Продукция из Поднебесной займет нишу недорогих внедорожников и легковушек С-класса, которую покинули европейские и японские автомобили. Таким образом, «китайцы» будут способствовать увеличению объемов украинского авторынка, усилив конкуренцию в секторе наиболее доступных новых машин.

527 китайских автомобилей зарегистрировано в Украине в 2005 году.

Сергей Матусяк
По данным Auto-Consulting