X

Китайцы в опале?

Будет ли дефицит китайских автомобилей.

Будет ли дефицит китайских автомобилей.

Китайским автопроизводителям уже давно тесно на родине и они все чаще обращают свои взоры на иностранные рынки. Сегодня КНР производит 10% всего мирового объема автомобилей, а экспорт составляет лишь 1%. Ведь несмотря на конкурентоспособную цену, широкой поступи китайских марок по миру мешает не всегда идеальное качество продукции. Похоже, это заботит не только потенциальных покупателей, но и власти Китая, которые планируют в следующем году ограничить вывоз машин.

«Узкое горлышко»

«Узким горлышком» станет система ограничения количества компаний-автоэкспортеров. По информации департамента промышленности минкоммерции КНР, в следующем году экспорт автомобилей будет осуществляться компаниями, имеющими экспортные лицензии. Последние будут выдаваться лишь тем производителям, объемы экспорта которых достаточно велики.

С одной стороны, введение ограничений защитит крупных китайских автопроизводителей от чрезмерной конкуренции «между своими» на зарубежных рынках. Не секрет, что небольшие компании используют стратегию низких цен, чтобы завоевать место под солнцем. С другой стороны, экспортные лицензии будут выдаваться только тем, чья продукция отвечает определенным стандартам качества.

А что Европа?

Пока Европа не спешит раскрыть китайским производителям свои объятия. Крупнейшие автокомпании Китая – Great Wall и Jiangling Motors – вынуждены отложить свои экспортные планы до осени. Автомобили марки Brilliance сертификационные органы, возможно, разрешат экспортировать, но точной даты выдачи подобного разрешения пока не называют. Модель CK компании Geely прошла сертификационные испытания, но мотор автомобиля не отвечает необходимым нормам по токсичности выбросов. А вот бренд Happy Emissary, под которым выпускаются миникары, уже получил отказ на экспорт.

Причины достаточно прозаичны – китайские авто не соответствуют жестким нормам токсичности выбросов отработавших газов в атмосферу Евро 4. Кроме того, многим «китайцам» не удается успешно пройти краш-тесты и европейскую омологацию. В Украине же, как известно, действуют менее жесткие экологические нормы Евро 2, отсутствует необходимость в краш-тестах, а сертификация происходит по «мягким» методикам.

Голодания не будет

С вопросом о том, чем такая политика грозит сегменту китайских авто на украинском рынке, мы обратились к отечественным автоимпортерам. По их общему мнению, введение экспортных лицензий для китайских производителей в нашей стране «автоголодания» не вызовет. В частности, генеральный директор импортера марки Geely в Украине компании «Фольксмоторс ЛТД» Владимир Свительский выразил уверенность, что представленный ими производитель – один из самых крупных в КНР и поэтому его лицензия не будет отозвана.

Наталья Кучерук, менеджер по маркетингу и рекламе компании Вelariy, которая представляет на нашем рынке бренд Zhongxing (Hebei Zhongxing Automobile Co., Ltd.), выпускающий пикапы и внедорожники на базе агрегатов Toyota, придерживается схожего мнения. «Мы проинформированы о возможном ужесточении правил получения экспортных лицензий, – говорит она. – Но заводы, экспортирующие машины в Украину, уже имеют подобные лицензии, и мы считаем, что в следующем году, несмотря на введение более жестких норм, они будут пролонгированы».

Начальник отдела продаж автомобилей ООО «Авточина» Олег Гриценко также полон оптимизма. Он считает, что «структура и механизм экспорта в Украину китайских авто не изменятся, ведь речь идет о внутреннем китайском законе». «А объемы поставок, наоборот, увеличатся, – говорит Олег Гриценко. – Мы сотрудничаем с заводом Great Wall Motor Сompany Ltd – это крупный производитель, и, думаю, лицензирование он пройдет».

Заместитель директора по сбыту компании «Атлант-М Китайские автомобили» Дмитрий Барановский сообщил: «Алгоритм лицензирования нам пока не известен. Мы можем предположить, что компании-экспортеры будут отобраны, в частности, по количеству экспортных контрактов и объему экспортируемой продукции. В связи с этим китайские производители сейчас активно ищут потенциальных партнеров на украинском рынке. После введения лицензирования количество брендов может уменьшиться – останутся действительно те, чья продукция наиболее качественна. Наш стратегический партнер – Great Wall Motor Сompany Ltd, один из лидеров по объему автомобильного экспорта – поставляет машины в более чем 50 стран мира. Этот факт позволяет нам быть уверенными в дальнейшем сотрудничестве».

Директор по развитию компании «Атлант-М Азия» Вячеслав Смигунов отметил: «По нашим прогнозам, такие лицензии могут получить первые 30–40 китайских автопроизводителей. Наши партнеры компании BYD и Brilliance уведомили нас, что с экспортными лицензиями у них проблем не возникнет».

Итак, продажи китайских автомобилей в Украине, похоже, сохранят темпы роста. А введение новых экспортных лицензий не должно повлечь за собой увеличение цен.

 Возможность ввоза «китайцев» в Европу
Название компанииПродукцияСертификационный статус
Great Wallпикапы, внедорожникиРешение об экспорте отложено до осени
Jiangling Motorsвнедорожник LandwindРешение об экспорте отложено до осени
Brilliancecедан ZhonghuaРешение об экспорте отложено на неопределенный срок
Geely3 седанаРешение об экспорте пока не принято
Happy EmissaryминикарыВ экспорте отказано
По данным Automotive News Europe

Светлана Скрипка
Фото AFP