X

Кредитование: валютное уравнение

Украинское законодательство не разрешает банкам кредитовать в иностранной валюте. Но существует ряд программ, в том числе и лизинговых, где кредитные платежи привязаны к долларам или евро.

В чем недостатки и преимущества таких программ? C того периода, когда валютное кредитование в Украине достигло своего пика, прошло уже достаточно времени. И сейчас, ввиду памяти о «прыжках» курса, судебных процессах с банками и прочих последствиях беззаветного доверия украинцев к доллару, подкрепленных различными запретами со стороны Национального банка, все финансирование должно происходить в гривне, которая лишена присущих иностранной валюте рисков, хотя и подвержена инфляции. Тем не менее, программы финансирования при покупке авто, в которых платежи привязаны к доллару или евро, до сих пор доступны. И, более того, пользуются достаточной популярностью.

Все в рамках закона

На самом деле подавляющее большинство операторов кредитного рынка действительно кредитует в гривнях. Особенно банки, которые пострадали от кредитного валютного бума сильнее всего и находятся в жестких рамках контроля со стороны НБУ. В то же время лизинговые, а также финансовые компании, которые близки или принадлежат автоимпортерам, продолжают создавать продукты, где процентная ставка привязана не только к гривне, но и к доллару и евро. Porsche Finance Group, «ОТП Лизинг», Евро Лизинг, «Укио Банк», Citroеn Leasing – это далеко не полный перечень структур, работающих с валютой. Причем, что очень важно, никто из них украинское законодательство не нарушает: в соответствии со статьей 524 Гражданского Кодекса Украины обязательство должно быть выражено в денежной единице Украины, но при этом стороны могут определить денежный эквивалент в иностранной валюте.

«Финансирование автомобилей не является валютным и осуществляется в гривне. То есть клиент получает кредит в гривне, а в случае лизинга автомобиль покупается за национальную валюту и все оплаты по обязательствам клиент также производит в ней. В договорах же компания использует привязку к иностранной валюте для определения размера платежа», – объясняет глава правления Porsche Finance Group Йозеф Граф.

Проще говоря, платежи по кредиту или лизингу в любом случае осуществляются в гривне, но в рамках договора (вместе с графиком погашения) они могут быть конвертированы во что угодно: хоть в доллар, хоть во франк, хоть в драхму.

Рискованная выгода
Так в чем же преимущество тех программ, которые «заточены» под валюту? В первую очередь они подходят тем, кто получает валютную выручку (или зарплату в долларах или евро, пусть и в «конверте»). Для таких заемщиков не страшны колебания курса, поскольку для погашения кредита или платежей по лизингу они в любом случае будут менять валюту на гривню по текущему курсу, что убережет их от потерь. Выгода очевидна, ведь ставка, а значит и удорожание по программам с привязкой к валюте значительно ниже, чем для стандартных гривневых продуктов. Убедиться в этом легко. Допустим, 5-летний кредит на авто в гривне обойдется где-то в пределах 17% годовых. Это означает, что по самым грубым подсчетам за этот срок автомобиль подорожает на 50%. При сумме кредита в 150 тыс. гривен удорожание составит почти 75 тыс. гривен.

При финансировании, привязанном к валюте, средняя годовая ставка составляет 11%, а итоговое удорожание – приблизительно 31%. Если перевести сумму 150 тыс. гривен по актуальному курсу – она составит 18,2 тыс. долларов. При таком объеме кредита за 5 лет автомобиль станет дороже приблизительно на 5,7 тыс. долларов или на 47 тыс. гривен. Разница ощутимая.

Однако все это срабатывает лишь при условии, что у заемщика есть реальный и постоянный источник валюты, либо курс доллара, евро – стабилен.
«Для остальных же клиентов, не имеющих прямых валютных поступ­лений, это, на мой взгляд, очень рискованно. Существует риск повторения 2008 года. Курс может вырасти. И если раньше вы платили лизинговый платеж в 10 000 долл. по курсу 8,15 грн. что составляло 81 500 грн., то уже через месяц курс доллара может составлять 8,25 грн. и лизинговый платеж будет уже не 81 500 грн., а 82 500 грн.», – приводит пример Директор ООО «ЭНМАРК» Ольга Асавелюк. И это только при разнице курса в 10 копеек, или на 1,2%! А что будет, если гривня девальвирует сильнее? Тем более что все предпосылки к этому есть, и даже международные эксперты обещают в 2014 году падение курса до 8,5-9 гривен за доллар.

Какую валюту выбрать?

 

Гривня

Доллар

Стоимость автомобиля*

230 тыс.

27,8 тыс.

Срок финансирования**

5 лет

5 лет

Годовая ставка финансирования

22%

10%

Удорожание в год

12,5%

5,6%

Итоговое удорожание за весь срок финансирования

67,1% или 154 тыс. гривен

28,2% или 7,8 тыс. долларов (64,4 тыс. гривен)

*По этой цене можно купить Volkswagen Jetta, KIA Sportage, Toyota Corolla, Honda Civic, Citroеn DS4, Skoda Octavia в одной из комплектаций.
**Расчеты проводились на основе усредненных условий более чем 5 финансовых и лизинговых компаний.

«Иногда привязка к валюте в договоре довольно хорошо замаскирована и большинство просто не видят эти риски. Хотя Верховный суд Украины принял уже два постановления, в которых указал на недействительность таких договоров», – подчеркивает управляющий партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Раздумываем неспешно
На самом деле очень сложно советовать, в какой валюте выбирать программу финансирования, будь-то кредит от дилера или лизинг. С одной стороны, заемщик сознательно берет на свои плечи достаточно серьезный валютный риск, так как стабильность курса гривни ему никто не может гарантировать. А значит, уже завтра платеж в пересчете на гривню может вырасти и на 10%, и на 50%, и в два раза.

Особенности программ финансирования автомобилей в валюте

Преимущества

Недостатки

Процентная ставка значительно ниже: 10-12% против 18-23% в гривне

Непрогнозируемость размера гривневого платежа в связи с нестабильностью курса

Влияние колебаний курса минимально при наличии дохода в долларах или евро

При значительной девальвации экономия на разнице ставок нивелируется

Доступ к акциям лояльности и скидкам от дилера

Зависимость финансовых и лизинговых компаний от ситуации в экономике и банковской сфере, что влияет на их ценовую политику

Но, с другой стороны, при наличии валютных сбережений, либо регулярных поступлений в долларах или евро, возможно, есть смысл решиться и выбрать программу, привязанную к валюте. Ведь в таком случае переплата по кредиту или лизингу может быть в 1,5-2 раза меньше, чем по договору, номинированному в гривне.

Ставка кредита, «привязанного» к валюте, значительно ниже, чем гривневая. А значит и удорожание автомобиля в этой валюте не такое существенное.

Автор Виктор Стуков