X

Лихорадка в Старом Свете

В последнее время европейская экономика демонстрирует заметное замедление темпов роста на фоне рекордных показателей инфляции. Добавьте к этому небывалый рост цен на нефть, и вы получите то, о чем говорит большинство экспертов – падение уровня автопродаж. Но так ли обстоят дела на самом деле?

В последнее время европейская экономика демонстрирует заметное замедление темпов роста на фоне рекордных показателей инфляции. Добавьте к этому небывалый рост цен на нефть, и вы получите то, о чем говорит большинство экспертов – падение уровня автопродаж. Но так ли обстоят дела на самом деле?

В последнее время европейская экономика демонстрирует заметное замедление темпов роста на фоне рекордных показателей инфляции. Добавьте к этому небывалый рост цен на нефть, и вы получите то, о чем говорит большинство экспертов – падение уровня автопродаж. Но так ли обстоят дела на самом деле?

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), за первый квартал 2008 года продажи в Европе снизились на 1,7% – до 4,15 млн. авто по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в первый месяц весны европейцы купили на 9,5% меньше автомобилей, чем в марте 2007 года! Это падение оказалось рекордным за последние четыре года. Хотя 2008-й начинался не так пессимистично: незначительная прибавка продаж в январе и заметный прирост в феврале. Некоторые аналитики шокированы мартовской ситуацией, особенно тем, что снижение продаж отмечено у всех производителей. Они даже заявляли, что «рынок пуст», то есть попросту лишен потребителей.

В апреле вновь зафиксирован рост продаж, а в мае их количество опять значительно снизилось (–7,8%). Почему же европейский рынок так лихорадит?

Общие причины

Одной из главных причин падения продаж в марте эксперты называют общее снижение потребительской активности и доверия. Индекс PMI в сфере розничных продаж, определяемый по заказу Bloomberg, упал с учетом сезонных колебаний с 52,4 в феврале до 48,2 в марте. Значение индекса ниже 50,0 указывает на спад в отрасли. Однако дальнейшая динамика в автомобильной сфере пошла вразрез с потребительской активностью. Несмотря на то что в апреле индекс был почти рекордно низким и составил 41,8 пункта (–3,5%), продажи автомобилей значительно выросли. В мае – наоборот: при самой высокой оценке деловой активности в этом году – 53,1 на авторынке наблюдался заметный спад. Значительный рост цен на топливо также повлиял на снижение продаж в конце весны.

Были и другие существенные причины таких больших колебаний, и они не имеют отношения к глобальным колебаниям в экономике. Как понижение уровня продаж, так и его повышение специалисты ACEA объясняли разницей количества рабочих дней в месяцах. В текущем году Пасха для христиан западного обряда пришлась на март, поэтому рабочих дней было меньше, как и покупок авто. В апреле же рабочих дней получилось больше, чем в прошлом году, соответственно, количество проданных автомобилей выросло. А в мае европейцы опять работали на 1 день меньше.

Запад: все стабильно

Несмотря на отрицательные показатели и проблемы, в разных странах наблюдается неоднородная динамика продаж. 15 стран – «ветеранов» Евросоюза в мае продемонстрировали спад –8% и –1,6% по итогам всех прошедших месяцев 2008 года. В них авторынок, как и экономика, уже давно стабильны, и особых скачков тут почти не наблюдается, зато негативные факторы сказываются в большей мере, чем у остальных членов Евросоюза. Одно из обстоятельств, повлиявших на развитие рынка, последствия которого скажутся и в нынешнем месяце, – забастовки перевозчиков. Бастующие блокировали границы, поэтому возникли проблемы с доставкой автомобилей.

Из крупнейших рынков только Франция продемонстрировала прибавки продаж – как за месяц (+7%), так и совокупный рост в нынешнем году (+5,2%). Все негативные общеевропейские факторы были преодолены кредитной политикой: банкиры предложили очень выгодные условия под покупку малолитражных автомобилей, спрос на которые и так последние несколько лет уверенно растет во всем мире. Положительно на динамике рынка сказался выход нескольких новинок от французских производителей.

В Германии, где в месяц продается больше авто, чем во многих странах Европы за год, в мае наблюдался спад (–6%), однако за 5 месяцев рынок все же вырос (+4,2%) по сравнению с тем же периодом прошлого года. Приблизительно такая же ситуация в Великобритании: 3,5% за прошедший месяц. Значительный спад с начала года наблюдается в Испании и Италии (на 14,3% и 10% соответственно). Основные его факторы – растущая инфляция и сложности в получении кредитов под покупку авто (очень похоже на ситуацию в Украине).

Восток идет вперед

Рынки новых членов Евросоюза развиваются гораздо быстрее. И даже несмотря на небольшое сокращение продаж в мае (–4,2%), сохранились значительные темпы их роста за весь период нынешнего года по сравнению с 2007-м. Быстрее всех развивается рынок в Болгарии: +65,3% за прошлый месяц. Зато в Латвии противоположная картина: –44,7%. С января нынешнего года во всех странах этого региона, кроме Эстонии и Латвии, автомобилей покупали больше, чем в прошлом году. С января по май в регионе продано немногим более 506 тыс. авто, а это даже меньше, чем в одной только Испании, поэтому значительный рост продаж тут мало влияет на общую картину динамики авторынка Старого Света.

Несмотря на столь кардинальные перемены динамики продаж от месяца к месяцу, ничего необычного на рынке не происходит. За первые 5 месяцев 2008 года в Европе было продано практически столько же автомобилей, сколько и в прошлом году за аналогичный период (–0,7%). Специалисты констатируют, что рынок стабилен. Если учесть, что развитие европейской экономики значительно замедлилось и, по прогнозам Европейского Центробанка, к концу года составит 1,5% по сравнению с 2,5% в 2007-м, а цена на нефть значительно повысилась, то стабильность рынка должна радовать производителей.

Максим Кравченко