X

«Нафтогаз Украины» вложит деньги в сеть АЗС

НАК «Нафтогаз Украины» вновь пытается создать сеть АЗС.

Компания планирует в следующем году инвестировать 2 млрд. грн. в строительство сотни автозаправок, со временем расширив их количество до 350. Таким образом, монополия рассчитывает влиять на рынок нефтепродуктов, чтобы избежать ценовых манипуляций. Впрочем, эксперты сомневаются в том, что такое количество заправок способно оказать ощутимое влияние на рынок, а также в том, что НАК сможет обеспечить проекту необходимую маркетинговую поддержку, информирует www.kommersant.ua.

Вчера председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Евгений Бакулин заявил, что компания разрабатывает инвестиционный проект по созданию государственной сети АЗС. По его словам, проектом предусмотрено открытие заправок во всех регионах Украины. «Создание сети АЗС позволит государству влиять на розничный рынок нефтепродуктов во избежание ценовых манипуляций»,- сказал он. Топливо на АЗС, по его словам, будут поставлять Шебелинский ГПЗ и «Укртатнафта». Господин Бакулин не сообщил предполагаемые сроки реализации проекта, а также объем инвестиций. Директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Константин Бородин заявил, что для обеспечения влияния государства на рынок достаточно сети из 350 станций.

Уже в следующем году планируется начать строительство первых 100 АЗС, для чего в финансовом плане НАК планируется предусмотреть около 2 млрд. грн. «От того, утвердит ли Кабмин финплан с этими расходами, будет зависеть, начнем мы строительство или нет»,- отмечает источник.

Напомним, нынешнему правительству, как и предыдущему, не удалось улучшить финансовое положение НАК «Нафтогаз Украины». Компания в очередной раз намерена покрыть убытки за счет государства: ранее Верховная рада разрешила Кабинету министров увеличить уставный фонд НАК за счет облигаций внутреннего госзайма. Кроме того, компания собирается привлечь новые кредиты, чтобы рассчитаться по ранее полученным займам.

Это не первая попытка «Нафтогаза» создать сеть АЗС. В частности, в 2003 году компания основала сеть собственных и джобберских станций «Экойл». К началу 2005 года она состояла из 127 АЗС в 11 областях. Однако позже сеть была закрыта по инициативе тогдашнего главы НАК Алексея Ивченко. Топливо на АЗС компании поставлялось с Шебелинского ГПЗ и «Укртатнафты».

Участники рынка считают, что у «Нафтогаза» могут возникнуть проблемы с поставками топлива на АЗС. «Шебелинское топливо не отличается высоким качеством. А «Укртатнафта» продает свое топливо через АЗС группы «Приват». Государство практически не контролирует это предприятие»,- говорит генеральный директор сети АЗС «Донецкойлсервис» Виктор Мартиросян.

Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн считает, что 350 АЗС недостаточно, чтобы влиять на розничный рынок нефтепродуктов. «На мой взгляд, для этого необходимо, по меньшей мере, 500 станций»,- заявил он. Кроме того, по его мнению, создаваемая сеть вряд ли окупится. «Сейчас АЗС достаточно много, и конкуренция в сегменте высока. Для того чтобы окупить такие инвестиции, нужна очень правильная маркетинговая политика. Судя по прошлому опыту НАК, у компании нет маркетологов, которые могли бы ее обеспечить,- говорит господин Куюн.- Думаю, что проект просто может позволить потратить бюджет, выделенный на его реализацию».

В пресс-службе «Нафтогаза» от комментариев отказались.