X

Настало время перемен

ВААП – за реорганизацию


Не секрет, что сегодня в Украине уровень организации
транспортных перевозок не соответствует требованиям времени. Как навести
порядок в этом деле? Своими размышлениями делится президент Всеукраинской
ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) Виталий Рева.

Одна из причин нынешнего
положения дел в автотранспортной отрасли – то, что практика взаимосвязи
органов государственной власти и общественных объединений транспортников
неотрегулирована. У нашего Министерства транспорта, увы, нет четкой концепции
сотрудничества с организациями, такими как ВААП, АсМАП и др.

Недавно у меня была встреча с госсекретарем Минтранса Э. Ф. Абдуллаевым,
который высказал пожелание, чтобы мы изучили опыт Российской Федерации
в этой сфере. Я побывал в Москве, где встретился со своими коллегами,
в том числе и с президентом Автотранспортного союза России И. Д. Марчуком.

Меня удивило и вместе с тем вызвало «белую» зависть то, что в России
министерство транспорта тесно и плодотворно сотрудничает с Российским
Автотранспортным союзом. Он объединяет абсолютно всех перевозчиков. В
частности, туда на правах коллективного члена входят даже такие мощные
организации как АсМАП России. Кроме того, всю деятельность транспортной
отрасли контролирует Наблюдательный совет, который возглавляет член Совета
Федерации. Министерство передало общественной организации функции по формированию
пассажирской маршрутной сети, по определению перевозчиков на международные
маршруты, по кадровым вопросам и т. д. Это полноценное сотрудничество
на долгосрочной основе.

Интересно и то, что региональных автоуправлений как таковых в России
уже нет. Им некем и нечем управлять: все автопредприятия уже акционированы,
приватизированы, на маршрутах активно работают частные перевозчики.

Думается, что учитывая опыт России, пора бы определиться с взаимоотношениями
государственных и общественных структур и в Украине. Уверен, что пришло
время создать и у нас единую ассоциацию автотранспортников, в которую
бы влились все существующие нынче объединения. Это значительно усилит
их потенциал.

Далее следовало бы отработать соглашение между Министерством транспорта
и этой ассоциацией. Минтранс мог бы делегировать ей, как это сделано в
России, права и полномочия по оптимизации маршрутной сети, по организации
перевозок, по допуску к перевозкам на основе тендеров, по экспертным оценкам
и т. д. Но, естественно, право принятия окончательного решения должно
оставаться за министерством.

Политику в области транспорта должно в первую очередь проводить государство.
А поскольку ассоциация – это структура общественная, то было бы неплохо,
как это сделано в той же России, создать наблюдательный совет из 11–13
человек. В него могли бы войти авторитетные представители Минтранса, Минпромполитики,
Минздрава и ряда других государственных организаций. И пусть это будут
не первые лица, но хотя бы начальники главков и заместители министров,
которые работали бы, как говорится, в одной обойме.

Пойдет ли перевозчик в новую ассоциацию? Конечно, загонять его туда
силой никто не будет: дело добровольное. Но в России, да и во многих других
странах, ни с одним перевозчиком никто всерьез считаться не будет, если
он не является членом какого-либо объединения транспортников. Если мы
хотим поднять культуру перевозок, безопасность, то нужно добиваться, чтобы
перевозчики работали под эгидой своей ассоциации. При этом, повторюсь,
не должно быть никакой принудиловки. Это только настоятельная рекомендация,
а перевозчики – народ разумный и к рекомендациям чутко прислушиваются.

Я полагаю, что уже настало время решить вопрос и о региональных автоуправлениях.
На мой взгляд, лучше бы создать на их базе транспортные инспекции, которые
станут своего рода «государевым оком» в регионах. А чтобы они не дублировали
ГАИ, в их функции можно было бы добавить контроль и над другими видами
транспорта: железнодорожным, водным и воздушным.

Убежден, что если в ближайшее время мы сумеем осуществить реорганизацию,
предложенную выше, то значительно дальше продвинемся в совершенствовании
перевозок. А это в конечном итоге будет способствовать пополнению бюджета
нашей державы.