X

Нормы Евро 2 в Украине уже действуют

Интервью с директором Государственного автотранспортного научно-исследовательского института Анатолием Редзюком.

Интервью с директором Государственного автотранспортного научно-исследовательского института Анатолием Редзюком.

С 2006 года Украина будет жить по новым экологическим правилам – нормам Евро 2*. Закон «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств», утверждающий эти стандарты, приняла в начале июля Верховна Рада. О том, как отразятся нововведения на автовладельцах, производителях и импортерах автомобилей, мы спросили у директора Государственного автотранспортного научно-исследовательского института Анатолия Редзюка.

«Автоцентр»: Анатолий Михайлович, сможет ли Украина жить по новым экологическим стандартам Евро 2?

Анатолий Редзюк: Формально нормы Евро 2 в Украине введены с 2002 года приказами Минтранса и Госстандарта. Существует Закон Украины № 2134-III от 7 декабря 2000 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении регулирования рынка автомобилей Украины». Один из его пунктов устанавливает, что в нашу страну запрещается ввозить автомобили без катализатора, который обеспечивает содержание вредных веществ в отработавших газах на уровне Евро 2. Но эта формулировка не совсем корректна. В законодательстве не должно быть указания на конструкцию автомобиля. Если мы нормируем количество вредных выбросов, это и должно отражаться в документе. Фактически данный закон у нас не выполняется.

Впрочем, нормы Евро 2 уже введены и Госстандартом. 4 мая 2005 года в Минюсте зарегистрирован приказ, в соответствии с которым с 1 января 2006 года в Украину нельзя будет ввозить, реализовывать и регистрировать автомобили, не соответствующие Евро 2. Теперь же это положение отображено и в новом законе.

«АЦ»: А что будет с машинами, которые уже эксплуатируются в нашей стране? Многие из них просто невозможно «загнать» в рамки Евро 2.

А.Р.: Экологические ограничения не будут распространяться на ввезенные, выпущенные и зарегистрированные автомобили. Их по-прежнему можно будет эксплуатировать.

«АЦ»: Сможет ли отечественный автопром обеспечить соответствие выпускаемой продукции требованиям Евро 2?

А.Р.: Министерство промышленной политики неоднократно письменно подтверждало, что автомобильная промышленность Украины готова к введению Евро 2. В частности, насколько мне известно, крупнейший наш производитель – Запорожский автомобильный завод – подготовил модели машин, провел их испытания и получил все одобрения. Он готов выпускать автомобили, соответствующие Евро 2. А, например, «Еврокару», который собирает Skoda и Volkswagen, введение стандартов Евро 2 вообще «погоды не сделает». Выпускаемые в Европе автомобили с 1996 года соответствуют Евро 2, а с 2005-го – Евро 4.

«АЦ»: В таком случае для каких авто нормы Евро 2 будут иметь запрещающее значение?

А.Р.: Речь идет, например, о «классике» ВАЗ. Кроме того, виды на создание производства в Украине сейчас имеет Китай, чьи машины тоже не всегда отвечают европейским экологическим требованиям.

С 1 января 2006 года нельзя будет ввозить, продавать и регистрировать (имеется в виду первая регистрация) автомобили, не соответствующие нормам Евро 2.

«АЦ»: В Европе стандарты Евро 4 распространяются и на импорт, и на производство автомобилей?

А.Р.: Согласно международным нормам требования к производителям и импортерам должны быть одинаковыми. Возвращаясь к «ВАЗу» отмечу, что современные модели марки, с инжекторными двигателями, сейчас соответствуют нормам Евро 2, а некоторые и Евро 3 – в зависимости от того, что нужно заказчику. Так что импорт этих автомобилей не пострадает. В общем, привести машину в соответствие с нормами Евро 2 – не проблема. Технологически это возможно, и все наши заводы с этим справятся. Проблема у нас с топливом.

«АЦ»: Но ввезенные из-за рубежа машины, отвечающие нормам Евро 4, ездят на нашем горючем…

А.Р.: Чтобы действовали нормы Евро 2 и Евро 3, Украине необходимо немедленно принять европейские стандарты на бензин и дизельное топливо. Сотни тысяч автомобилей, завезенных из Европы и Японии, отвечают нормам Евро 2, 3, 4 и должны заправляться горючим, тоже соответствующим этим стандартам.

«АЦ»: Получается, наш 95-й или 98-й бензин отличается от того, что продается за рубежом?

А.Р.: Отличается. Октановое число при определении марки бензина – не единственный показатель. Существует такая характеристика, как содержание серы. Например, для бензина, отвечающего нормам Евро 1, этот показатель должен составлять не более 0,1%, Евро 2 – не более 0,02%, Евро 3 и Евро 4 – не более 0,003%. По нашим ДСТУ количество серы в бензине не должно превышать 0,05%. То есть мы не укладываемся даже в нормы Евро 2! И это новые стандарты 2001 года. Это же можно сказать о других добавках – например, по допустимому уровню бензола наш бензин не соответствует даже нормам Евро 1.

«АЦ»: Значит, вводить нормы Евро 2 или Евро 3 в Украине не имеет смысла, пока не будут приняты новые стандарты для бензина?

А.Р.: Почему же, имеет. Стандарты Евро 2 нужно вводить, чтобы выпускаемые у нас и ввозимые автомобили (российские, китайские) укладывались в нормы выброса СО и СН. Если в машине установлен катализатор, эти показатели при использовании даже нашего бензина могут соответствовать Евро 2. Что касается нормативных актов по бензину, то мы уже несколько лет предлагаем, чтобы параллельно с нашими ДСТУ действовали европейские стандарты на горючее, которое импортируется. Мы даже настаивали на том, чтобы в маркировке бензина значилось, каким нормам Евро он соответствует. Но пока этот вопрос не решается. В общем-то, это больше сфера деятельности нефтяников. По сути, в Украине есть импортный бензин, который соответствует Евро 2 и даже Евро 4. Но у нас нет стандарта, в соответствии с которым идентифицировали бы это топливо. В нашей стране на заправке рядом с ценником пока нельзя вывесить табличку «Соответствует нормам Евро 4». Именно поэтому такой бензин завозят в минимальных количествах.

«АЦ»: Ввезенная машина, заправленная нашим бензином, уже не отвечает нормам Евро 2 или Евро 3?

А.Р.: Да, именно так.

«АЦ»: Автомобиль, соответствующий Евро 2 и заправленный нашим бензином, не пройдет сертификацию?

А.Р.: Нет. Дело в том, что по правилам сертификацию авто, соответствующего тем или иным экологическим нормам, можно проводить, только залив в бак бензин, отвечающий этим стандартам.

«АЦ»: Как же в таком случае у нас в стране проходит сертификация, если бензина, соответствующего нормам, нет?

А.Р.: Украина присоединилась к Женевскому соглашению 1958 года (Правила ЕЭК ООН). И в соответствии с этим документом мы обязаны признавать результаты испытаний более 40 стран, подписавших его. И если представитель Mercedes, Volkswagen, Skoda или какой-нибудь другой производитель привез нам сертификат, подтверждающий, что машина испытана и соответствует нормам Евро 2, мы должны этот сертификат принять. Мы не вправе требовать повторных испытаний. Можем испытать машину сами и сертифицировать ее за свой счет, но это очень дорого и не имеет смысла.

«АЦ»: Чем отличаются нормативы Евро от наших стандартов?

А.Р.: С 2002 года в Украине действуют правила ЕЭК ООН. Введено 85 правил и отменены действовавшие при Союзе ОСТы, которые регулировали эту область. Хотя в принципе те ОСТы тоже раньше являлись правилами ЕЭК ООН, только более старыми, принятыми в 1986 году. В правилах ЕЭК ООН сейчас применяются совершенно иные, по сравнению с ОСТами, методики испытаний, поэтому сопоставить их нельзя. Но мы этого и не делали, а просто приняли правила в виде национальных стандартов. На обложке значится «Национальные стандарты Украины. Единые технические предписания», а в скобках написано «Правила ЕЭК ООН № 83-03». То есть только обложка подготовлена нами, а текст правил даже не переводился – он написан на русском языке.

«АЦ»: Достаточно ли у нас лабораторий и оборудования, способного проверять автомобиль на соответствие нормам Евро?

А.Р.: В прошлом году мы купили очень хорошее оборудование фирмы Hоriba. В этом году планируем закупить еще, в результате у нас будет полностью готовая лаборатория для испытания автомобилей даже на соответствие нормам Евро 4.

«АЦ»: Как много в Украине лабораторий и будет ли их достаточно, чтобы с введением Евро 2 проводить необходимую сертификацию?

А.Р.: Недостаточно, но и проводить такую сертификацию для каждой ввезенной машины не имеет смысла. Как я уже говорил, Украина признает результаты сертификации иностранных автопроизводителей. У них нормы Евро 2 были введены с 1996 года. А в нашу страну можно ввозить автомобили в возрасте до 8 лет, значит, все импортируемые машины, даже подержанные, должны соответствовать Евро 2. Другой вопрос – так ли это на практике? Если из машины удалить катализатор, она не будет соответствовать нормам.

Новые экологические ограничения не будут распространяться на уже ездящие по Украине автомобили.

«АЦ»: Но проверять подержанные авто на таможне будут с 2006 года?

А.Р.: Есть стандарт ДСТУ 4277, которым определены нормы СО и СН для автомобилей с двухкомпонентными и трехкомпонентными нейтрализаторами. На холостом ходу, измерив показатели выбросов этих веществ в отработавших газах, можно определить, есть ли в машине катализатор. Например, уровень СО на холостом ходу не должен превышать 0,5%, на повышенных оборотах холостого хода – 0,3%, а углеводородов не должно быть более 100 единиц, тогда как без нейтрализатора – в несколько раз больше. Для карбюраторного автомобиля норма СО на холостом ходу составляет 3,5%. Но проверять концентрацию СО и СН в отработавших газах – не функция таможни. Машины должны будут проходить проверку в аккредитованных органах. Кстати, чтобы проверить количество CO и CH в отработавших газах, сложного оборудования не нужно. Так что ввозимые подержанные автомобили могут проходить проверку в лабораториях прямо на границе.

* Нормы Евро определяют предельно допустимое содержание вредных веществ в отработавших газах автомобиля

Беседовала Светлана Скрипка
Фото Владислава Бойко и Юрия Нестерова