Новое поколение
На Минском моторном заводе 9 ноября прошла презентация дизельного двигателя Д-249. Это принципиально новая разработка высокого технического уровня, отвечающая стандартам Евро 4. |
Двигатели Минского моторного завода (УП «ММЗ»), как говорится, в рекламе не нуждаются. Они используются на грузовиках ЗИЛ («Бычок»), ГАЗ («Валдай»), МАЗ («Зубренок»), на популярных автобусах «ПАЗ» и «МАЗ», тракторах «Беларус», «ЮМЗ» и др. В нынешнем году запланировано выпустить 132 тыс. дизелей разных типов, а в следующем – порядка 150 тыс.
От Евро 3 к Евро 4
Жизнь выдвигает к моторам все новые требования, в том числе по экологии. И потому почивать на лаврах минчанам не приходится. Уже полным ходом идет выпуск двигателей, отвечающих нормам Евро 2, а с января 2008 года в России – основном потребителе моторов ММЗ – планируется ввести нормы Евро 3. И завод уже с 20 ноября этого года начал выпуск соответствующих агрегатов – Д-245 с системой Common Rail мощностью от 122 до 170 л. с.
А вот для грядущего перехода на нормы Евро 4 существующие двигатели уже не годятся. Еще в 2005 году группе молодых конструкторов поручили разработку более совершенного агрегата. За новое поколение моторов взялось новое поколение специалистов, прекрасно знающих компьютерное проектирование и по-хорошему амбициозных.
Проблема при создании конструкции столь высокого уровня заключалась еще и в необходимости максимально приблизить ее к реальным производственным возможностям завода. И молодые энтузиасты эту задачу решили. Их мотор – не заимствование, а собственное детище.
Вот он, новый автомобильный дизель Д-249, готовый к стандартам Евро 4/Евро 5. | Новые решения в двигателе Д-249: блок цилиндров повышенной жесткости, коленчатый вал, откованный вместе с противовесами, 16-клапанная головка цилиндров и новый распредвал. |
Сегодня двигатель Д-249 существует уже не только в чертежах, но и в металле. Торжественная церемония пробного запуска дизельной новинки прошла на заводе 9 ноября. А дальше – суровые будни: испытания по полной программе, доводка и технологическая подготовка производства. По расчетам, агрегат может пойти в серию в IV квартале 2009 года. Выпускать его планируют на уже имеющихся, но модернизированных мощностях.
Но конкуренты тоже не дремлют. Ярославский моторный завод совместно с известной австрийской фирмой AVL работает над двигателем ЯМЗ-534, имеющим сходные параметры. Да и Группа «ГАЗ» – основной потребитель автомобильных дизелей ММЗ – тоже трудится над своим собственным двигателем Евро 4. И в перспективе она будет покупать минские моторы лишь при условии, что те окажутся лучше и дешевле «газовских».
Анатомия мотора
У нового дизеля Д-249 остались от популярного «двести сорок пятого» лишь рабочий объем (4,75 л) да размерность (диаметр цилиндра – 110 мм, ход поршня – 125 мм). А вот мощность возросла со 122 до 190 л. с. И удельный расход топлива снизился до 145 граммов на л. с. в час. Все это достигнуто за счет новых технических решений.
В первую очередь назовем систему непосредственного впрыска топлива Common Rail с давлением впрыска до 1800 бар. Это обеспечивает нужные экологические показатели по составу отработавших газов и в то же время приемлемый уровень экономичности, шума и вибраций. Топливная аппаратура – от фирмы Bosch.
Испытательный стенд новейших двигателей ММЗ. | При проектировании двигателя Д-249 широко использовались компьютерные технологии. |
Двигатель имеет 4 клапана на цилиндр. Форсунки установлены точно по вертикальной оси цилиндра, что улучшает смесеобразование. Блок цилиндров отличается повышенной жесткостью: в него встроены полости всасывания водяного насоса и жидкостно-масляного теплообменника. Это уменьшает габариты двигателя и номенклатуру деталей, упрощает сборку.
Коленвал откован вместе с восемью противовесами, что облегчает и удешевляет производство. Поршни с камерой сгорания открытого типа – новой конструкции. В них применено т. н. галерейное охлаждение, что уменьшает теплонагруженность и улучшает условия работы поршневых колец.
Гитара шестерен расположена не спереди, а позади блока. Это снижает влияние скручивания коленвала на фазы газораспределения, уменьшает шумность и улучшает компоновку двигателя. Привод водяного насоса и вентилятора теперь раздельный, причем у вентилятора можно изменять его положение. Все это позволило сделать мотор компактнее.
Рабочий процесс двигателя Д-249 обеспечивает нормы Евро 3 без дополнительной обработки выхлопных газов. Следующий шаг – изготовление образцов стандарта Евро 4. Для этого будет применена система рециркуляции EGR плюс сажевый фильтр либо технология SCR с использованием аммиачного заменителя AdBlue. Но как бы там ни было, новый двигатель Д-249 – уже реальность.
|