X

Охранять – так с музыкой!

Рынки автомобильных охранных устройств и аудиотехники


Рынки автомобильных охранных устройств и аудиотехники
развиваются параллельно. И это закономерно, ведь зачастую такое оборудование
устанавливают в автомобиль комплексно. В 2003 году эксперты отмечали
увеличение спроса на дорогие и надежные товары, при этом утверждают,
что клиенты выдвигают все более высокие требования к их качеству и
функциональности.

Охрана…

Рынок охранных систем был сформирован сравнительно недавно – когда в
страну ввезли первые иномарки. Наиболее успешные установочные мастерские,
сотрудники которых в сумках и коробках завозили в страну сигнализации,
«выросли» в средних и крупных дистрибьюторов, определяющих сегодня развитие
рынка. Они формируют дилерские сети, «продвигают» определенные марки изделий,
обеспечивают гарантию и т. д. Наряду с ними на рынке работают отечественные
производители, а также мелкие фирмы, завозящие в страну небольшие партии
устройств.

Сегодня на украинском рынке автомобильных сигнализаций представлен большой
ассортимент изделий различных ценовых категорий. По оценкам экспертов,
объем рынка составляет примерно 200 тысяч изделий в год (чуть меньше показателя
годового прироста автопарка) общей стоимостью около 10 млн. долларов.

Основные продажи сигнализаций приходятся на модели нижнего (до $50 без
установки) или среднего ($50 – 100) ценовых диапазонов. Операторы рынка
отмечают, что в 2003 году доля более дорогих устройств с двухсторонней
связью (то есть с функцией информирования владельца о срабатывании системы
на пейджер) значительно выросла.

В свою очередь, на рынке механических «противоугонок» доминируют несколько
марок – Mul-t-Lock, Bear-Lock, Construct. Увеличение данного сегмента
в 2003 году, которое отмечают все опрошенные «АЦ» эксперты, было обусловлено
прежде всего ростом продаж новых автомобилей. Повышению спроса способствовало
и увеличение покупок автомобилей в кредит, что предполагает страхование
и выполнение требований страховых компаний об оснащении машины противоугонными
средствами.

Система дистрибьюции на рынке охранных устройств направлена не на конечного
покупателя, а на посредника-установщика. Более 90% розничных продаж на
этом рынке обеспечивают установочные мастерские. Среди основных тенденций
2003 года операторы рынка называют увеличение продаж через автосалоны,
где реализуют новые машины. С увеличением первичного рынка доля продаж
через фирменные СТО продолжит расти, а специализированные установочные
мастерские будут обслуживать рынок подержанных автомобилей и эксклюзивные
проекты.

… и музыка

На рынке автомобильной аудиотехники присутствуют как полноценные маркетинговые
«цепочки» в структуре продвижения международных брэндов, так и полулегальные
сети распространения. Например, торговые марки Panasonic, Sony, JVC, LG,
Samsung продвигают свою продукцию с помощью собственных представительств
в Украине; Alpine, Kenwood, Pioneer – усилиями отечественных дистрибьюторов;
некоторые другие существующие на рынке марки не имеют официальных представителей
в нашей стране. Кроме продукции известных мировых брэндов, на рынке присутствует
аппаратура, изготовленная в Юго-Восточной Азии, но сделанная по заказу
отечественных или российских компаний, а также «безымянная» (так называемая
no name) аппаратура в самой низкой ценовой категории.

По данным операторов рынка, на протяжении 2003 года продажи CD-ресиверов
сравнялись и даже стали превышать продажи автомагнитол (речь идет в основном
об изделиях стоимостью $100 – 200). Обусловлено это тем, что разница в
цене между недорогими CD-ресиверами и «кассетниками» все менее заметна.
Многие автомобильные проигрыватели компакт-дисков теперь «читают» перезаписываемые
компьютерные диски, «умеют» воспроизводить музыку, записанную в компьютерном
формате MP3.

Доля установочных центров при фирменных СТО по продаже «автомузыки»
не настолько велика, как на рынке охранных систем. Существенная часть
автомобильной аудиоаппаратуры реализуется через сети магазинов бытовой
техники или на рынках.

Все вместе

Кроме указанных сегментов рынка, отечественная отрасль дополнительного
оборудования для автомобилей расширяется за счет новых направлений. Так,
дистрибьюторы охранных систем или аудио- и видеоаппаратуры начинают торговать
парковочными сенсорами, антирадарами, световыми приборами, элементами
тюнинга, разными электрическими компонентами.

 МНЕНИЕ  

Олег
Лубенский
Глава департамента автомобильной механической защиты
«СПВ Компани Лтд.» (Киев)

В 2003 году украинский рынок автомобильных механических
противоугонных систем претерпел существенные изменения.
Спрос на универсальные версии блокираторов органов управления
сменился популярностью модельных, причем бесштыревые
вызывают больший интерес, чем штыревые. Сегодня на рынке
лидируют модели чешского производителя Construct A&D
в комплектации с израильским цилиндром Mul-T-Lock Interactive,
спрос на который в 2003 году по сравнению с 2002-м увеличился
вдвое. По нашим оценкам, общая емкость рынка механических
противоугонных блокираторов в 2003 году выросла на 28
– 32% по сравнению с 2002-м. В прошлом году корпоративный
сектор (продавцы автомобилей) впервые был более активным,
чем установочный сектор.

 МНЕНИЕ  

Вадим
Ивлев
Директор фирмы «Ивлев Дистрибюшн» (Киев)

По моим данным, в 2003 году рынок автомузыки вырос
на 80% и сейчас стремительно формируется. Самым большим
успехом фирмы в 2003 году считаю решение наших многолетних
партнеров Kenwood и Magnat предоставить эксклюзивные
права на продажу их продукции в Украине. К концу прошлого
года наша фирма прекратила заниматься механическими
противоугонными устройствами, сигнализацией и аксессуарами
и переключилась на автомобильную аудио-видеотехнику
и акустику. Это способствовало повышению имиджа и конкурентоспособности
нашей фирмы. Так, продажи автоаудиотехники Kenwood в
2003-м по сравнению с предыдущим годом выросли более
чем в два раза. На мой взгляд, ближайшие два года станут
решающими в завершении формирования рынка автомузыки
Украины.

 МНЕНИЕ  

Александр
Перадзе
Директор салона «Планета Аудио» (Запорожье)

Позиции механических противоугонных систем после кризиса
в 2001 году уже практически восстановлены – сегодня
«механика» продается не хуже электронных «сигналок».
Впрочем, продажи электронных сигнализаций тоже увеличились,
а вместе с ними и дополнительных модулей и блоков, без
которых невозможны многие охранные и сервисные функции.
На мой взгляд, автомобильная аудиоаппаратура в 2003
году не претерпела серьезных изменений, зато требования
клиентов к звуку в автомобиле повысились. В 2004 году
ожидается кардинальное изменение модельных рядов автоаудиотехники,
что может спровоцировать повышение интереса потребителей
к этому рынку.

 МНЕНИЕ  

Леонид
Галиченко
Директор ООО «Онлайн», кандидат технических наук,
доцент (Киев)

В 2003 году наибольшим спросом пользовались охранные
системы ценой 200 – 300 гривен. В связи со значительным
удешевлением все более популярными становятся сигнализации
с двухсторонней связью, которые позволяют постоянно
контролировать состояние автомобиля. Значительно увеличился
спрос на парковочные радары, облегчающие управление
автомобилем. Доля CD-проигрывателей по сравнению с «кассетниками»
постоянно растет, причем эта тенденция сохранится и
в 2004 году. Наиболее популярная аудиоаппаратура – Pioneer,
Kenwood, JVС, Sony.

 МНЕНИЕ  

Руслан
Броварский
Директор «АвтоЗвук Плюс» (Хмельницкий)

Появление в нашем городе новых автосалонов способствовало
резкому повышению спроса на охранные системы, «музыку»
и другое дополнительное оборудование. Существенно увеличелись
предложение и ассортимент товаров на рынке автозвука
и охранных систем. Некоторые столичные дистрибьюторы,
кроме самого товара, предлагают услуги по обучению персонала,
рекламные материалы, необходимый инструмент и обеспечивают
реальную гарантию. В 2004 году мы планируем выйти на
новый уровень работы и устанавливать мультимедийные
устройства, кроме того, введем специальные предложения
по комплексной установке для постоянных клиентов и т.
п.

Сергей Добрянский
Фото Сергея Кузьмича