X

Переоборудование: Волшебство закончилось

С начала 2014 года возможность за небольшую цену переделать грузовики в микроавтбусы и пассажирские фургоны исчезла – новый Закон обязал платить акциз, если машину «превращают» в микроавтобус.

Сегодня большинство колесящих по Украине вместительных пассажирских иномарок коммерческого класса – от практичных фургончиков-«пирожков» до вездесущих маршру­ток-«спринтеров» – родились грузовиками. С глухими окнами, железными переборками и мощными жесткими подвесками они были завезены в нашу страну как грузовые транспортные средства. И, соответственно, при таможенной очистке не требовали оплаты акциза, предусмотренного для пассажирских машин.

Чародеи

Но в грузовой ипостаси такой импортируемый «сэконд хэнд» обычно пребывал недолго: вскоре он едва ли не волшебным образом превращался в легковой транспорт. Прорезаны борта, на герметике вклеены стекла, привинчены к полу сиденья, возможно, карпетом оклеен стальной потолок… И вот уже вчерашний фургон регистрируется в ГАИ как переоборудованный в пассажирский автомобиль с выдачей «легкового» техпаспорта.
Таким образом счастливый владелец «пирожка» или «буса» экономил от 1 до 10 тысяч евро – по сравнению с тем, если бы завозил и растамаживал пассажирскую машину заводского изготовления.

Но теперь при оформлении такой переделки в ГАИ владелец должен будет заплатить акциз – тот самый, которого избежал при ввозе. А если переделанную без надлежащего оформления машину на дороге выявят гаишники, водитель будет оштрафован (340–425 грн.), а автомобиль тут же отправлен на штрафплощадку.

Кто заметит

Какую бы цель ни ставило государство, вводя акциз на переделки грузовиков, – пополнить казну, защитить страну от зарубежного секонд-хэнда или повысить безопасность пассажиров, Закон Украины № 713-VII от 19.12.2013  «О внесении изменений в Налоговый кодекс о ставках отдельных налогов» серьезно повлияет на рынок вместительных транспортных средств.

Нововведение скажется не только на перевозчиках-маршруточниках, которым теперь придется пополнять свой подвижной состав исключительно заводскими версиями пассажирских микроавтобусов. Нужно будет искать другие варианты и тем, кто приобретает в личное пользование такой вместительный и удобный транспорт, как небольшой микроавтобус или малотоннажный фургончик-универсал с высокой крышей наподобие популярных Kangoo или Caddy. Подобные «пирожки», переделанные из грузовых версий, до начала текущего года были самым дешевым вариантом заполучить трех-четырехлетнюю иномарку в приличном техническом состоянии. Теперь они подорожают на 2–4,8 тыс. евро, а вышеупомянутые «бусики» – минимум на 6,5–6,8 тыс. евро (в зависимости от объема и типа двигателя). И при условии, что автомобиль будет не старше пяти лет – иначе акциз окажется еще выше.

Подорожание легали­зации пассажирских «бусов» может омолодить подвижной состав перевозчиков и частных лиц.

Примечательно, что ввоз и регист­рация «грузовиков» для использования по прямому назначению не подорожали – акциз нужно платить именно в случае переделки в «пассажира», предъявляя документ об оплате налога при регистрации «превращения» в  МРЭО.

Варианты

Но значит ли это, что в целом сегменте рынка теперь будет «дыра» из-за отсутствия предложения? Природа, как известно, не терпит пустоты – взамен подорожавшего сэконд-хэнда покупатель обратит свои взоры на новые автомобили.  Ведь в каждом сегменте рынка, которые затронуты Законом № 713-VII, есть предложение аналогичных по возможностям новых машин (см. таблицу).

Понятно, что во многих случаях покупателю, выбравшему вместо подорожавшего сэконд хэнда новый автомобиль, придется в чем-то отказать себе: или заплатить чуть больше, или выбрать «народный» бренд вместо более престижного, или, наконец, смириться с простенькой отделкой торпедо. Но, может быть, это и есть плата за цивилизованность и переход на новый уровень автомобильной культуры? Тем более что покупать подержанный транспорт за рубежом никто не запрещал – он просто стал стоить дороже.

Альтернатива подакцизным б/у авто


По курсу НБУ на 17.02.2014 – 8,6405 грн.По курсу НБУ на 17.02.2014 – 8,6405 грн.

Ставки акциза на переоборудование за 1 см куб./макс. сумма акциза, евро

Бензин

 
Новое
До 5 лет

Старше 5 лет

до 1000 см куб.

Ставка акциза за 1 см куб.
0,05
1,09

1,36

Максимальная сумма акциза
50
1089
1359

от 1000 до 1500 см куб.

Ставка акциза за 1 см куб.
0,03
1,36

1,63

Максимальная сумма акциза
45
2039
2443

от 1500 до 2200 см куб.

Ставка акциза за 1 см куб.
0,13
1,63

2,18

Максимальная сумма акциза
286
3584

4794

от 2200 до 3000 см куб.

Ставка акциза за 1 см куб.
0,13
2,18

3,27

Максимальная сумма акциза
390
6538

9807

более 3000 см куб.Ставка акциза за 1 см куб.
1,09
3,27

3,81

Максимальная сумма акциза
3270
9810

11430

Дизель
до 1500 см куб.Ставка акциза за 1 см куб.
0,05
1,36

1,63

Максимальная сумма акциза
75
2039

2443

от 1500 до 2500 см куб.Ставка акциза за 1 см куб.
0,16
1,91

2,18

Максимальная сумма акциза
400
4775

5450

более 2500 см куб.Ставка акциза за 1 см куб.
1,09
2,72

3,54

Максимальная сумма акциза
2725
6800

8850

Для ТС, оснащенных электрическими двигателями, ставка – 109 евро с единицы ТС.