X

Первый. Национальный

Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?

Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?

Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?

Автомобильный завод разместился на территории бывшего оборонного завода «Ротор» площадью 20 га, где оставалось несколько производственных корпусов. Решение руководства корпорации «Богдан» о переносе сюда из Луцка мощностей по выпуску легковых автомобилей принято в 2005 году. Чуть позже компания заключила контракт с немецкой Eisenmann на строительство линии окраски кузовов производительностью 120 тыс. штук в год. В мае 2007-го в Черкассах построили и запустили сборочную линию по выпуску легковых автомобилей. И вот в июне 2008-го вступили в работу все производственные линии Черкасского автозавода – от сварки и покраски до финальной сборки и проверки качества. Таким образом, на строительство нового предприятия понадобилось чуть более 2 лет. В него инвестировано около $330 млн., причем половина из них – собственные средства корпорации, остальные предоставлены в кредит западными банками. Такая сумма считается достаточно скромной для постройки полноценного автозавода в Европе. Например, недавно открывшийся в Словакии завод Kia (правда, гораздо более технологичный, а его мощность вдвое превышает черкасскую) обошелся в миллиард долларов. В то же время на новый автозавод полного цикла по производству 200 тыс. легковых автомобилей Great Wall в Китае израсходовано $400 тыс.

Черкасский «Автозавод «Богдан» – единственное в мире предприятие, где выпускают вазовские «десятки». В Тольятти из заменили «Приорами».

Детали кузова – как небольшие, так и крупные фрагменты – поступают из России и Кореи.
На специальном стапеле отдельные кузовные детали закрепляют, а потом приваривают их вручную.
Далее на готовый каркас сварочными клещами доваривают другие части кузова будущего автомобиля.
Кузов «купает» в ванне катафореза специальный робот – варио-шаттл. Такая процедура одинакова для ВАЗов и Hyundai.

«Десятки» уже делают

«Автомобильный завод «Богдан» прошел стадию наладки оборудования и выпускает первые партии продукции. Одна из особенностей предприятия – универсальность оборудования. С его помощью в Черкассах можно производить практически любые автомобили длиной до 5,5 м. Но сегодня с конвейера сходят только ВАЗы – на одной ветке сборочного конвейера производят крупноузловую сборку ВАЗ-2107, -2111, -2112, на второй – сварку и окраску Lada 110 (скоро – ВАЗ-2111). Кстати, «Богдан» – единственное предприятие, где выпускают вазовские «десятки» – в Тольятти их полностью заменили «Приорами». Через пару недель компанию российским моделям составят самые популярные в стране кроссоверы – Hyundai Tucson. Все оборудование и комплектующие уже есть, и сейчас заканчиваются подготовительные работы для серийного выпуска. В сентябре текущего года начнется наладка второй сварочной линии для изготовления кузовов Hyundai Accent и Elantra. Предполагается, что эти модели будут сходить с конвейера черкасского «Богдана» с начала 2009 года.

В цехах сварки кузовов и окончательной сборки автомобилей в основном применяется ручной труд. С помощью специальных сварочных клещей несколько десятков операторов варят сначала отдельные части кузова, а затем их стыкуют на специальном стапеле и сваривают в единое целое. Такое решение применяется на автомобильных заводах в тех странах, где стоимость рабочей силы не очень высока, а тираж выпускаемых моделей составляет десятки тысяч единиц в год. Например, таким же образом варят кузова на заводах Dacia, «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «ЗАЗ», ряде китайских предприятий. Полностью автоматизированные сварочные цеха (практически без использования ручного труда) журналисты «АЦ» видели в развитых странах Европы и Азии, где на одном заводе выпускают несколько сотен тысяч машин в год.

Одна из немногих «ручных» операций в покрасочном цехе – нанесение противошумной мастики и герметика.
Окрасочный цех работает с материалами PPG-Helios (Словения) – как на «ЗАЗе». Пока машины красят в три цвета, но возможно до 10-ти.
Большинство комплектующих для сборки ВАЗов пока поступает из России. Но с развитием технопарка в Черкассах ситуация изменится.
Технология окраски и сборки Hyundai Tucson уже отлажена, и скоро начнется промышленное производство.

Роботы умеют красить

Предмет особой гордости «Богдана» – окрасочный цех. Он наиболее полно автоматизирован – в смену здесь трудится всего 200 человек. Кузова перемещаются по производственному процессу – с участка на участок – с помощью роботов – варио-шаттлов. Роботы также красят внешние панели автомобилей в покрасочной камере. Цех отличается от других подобных производств СНГ наличием процесса нанесения первого грунта (электроосаждения). По утверждению специалистов завода, это позволяет вдвое увеличить коррозионную стойкость автомобиля: он успешно проходит тест в камере соляного тумана в 1400–1500 часов (по нормам «ВАЗа» – 700). Кроме того, по словам начальника покрасочного цеха «Автомобильного завода «Богдан» Романа Гладнева, здесь используются более качественные материалы – одинаковые как для ВАЗов, так и для Hyundai, поэтому качество окраски ВАЗов более высокое, чем у продукции из Тольятти. Сегодня на заводе для обеих марок применяются 3 цвета – серебристый, темно-зеленый и черный. С июля ассортимент красок расширится – возможности оборудования позволяют использовать 10 оттенков одновременно.

Лобовые стекла автомобилей прямо на конвейере клеит специальный робот-манипулятор.

При окончательной сборке всех автомобилей, которая производится в разных цехах, в основном используется ручной труд. Только лобовые стекла приклеиваются с помощью специального робота-манипулятора. Точно такое же решение по автоматизации применяется на румынском заводе Dacia.

Двигатели поступают в собранном виде и монтируются на автомобили в зависимости от их комплектации.
В цехе окончательной сборки ВАЗов 2 конвейера: на одном – автомобили CKD-сборки, на другом – собираемые крупноузловым методом.
В покрасочной камере нет людей – краску и лак на наружные поверхности кузова распыляют «руки» робота.
Заключительный этап производства – тестирование, выявление брака и приемка автомобилей.
Основная продукция автозавода сегодня – ВАЗы, но уже с июля украинцы получат «местные» Hyundai Tucson.

Через год – 120 тысяч

Черкасский автозавод способен выпускать 120 тысяч автомобилей в год при двухсменном графике работы (по 60 тыс. ВАЗ и Hyundai), а при трехсменном – до 150 тысяч. Планируется, что на полную мощность предприятие выйдет через год. А уже через несколько месяцев на другой производственной площадке корпорация «Богдан» откроет еще один автозавод – по выпуску грузовиков мощностью 15 тыс. единиц в год. В дальнейших планах корпорации «Богдан», по словам ее президента Олега Свинарчука, – строительство логистического центра и технопарка, на котором наладят производство комплектующих для выпускаемых автомобилей.

Полстолетия – на один автозавод

В Украине несколько автосборочных заводов, но большинство из них занимается крупноузловой (SKD) сборкой машин. Среди них – Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), принадлежащий корпорации «АИС». Он собирает ВАЗы, Chana, Geely, SsangYong, Great Wall. Ильичевский завод автоагрегатов, входящий в «ЗАЗ», выпускает Daewoo, Chevrolet, Chery. Херсонский завод «ОстКар», собственность «Автогруппы ВИПОС», производит Audi. «Еврокар» в Соломоново Закарпатской области собирает крупноузловым методом Skoda, Seat, VW, мелкоузловым – Skoda Octavia Tour (без сварки и окраски). Всего лишь два предприятия в Украине по выпуску легковых машин – «Запорожский автомобилестроительный завод» (начало производства – в 1959 г.) и «Автомобильный завод «Богдан» в Черкассах (старт – июнь 2008-го) собирают авто методом CKD – мелкоузловой сборки. В отличие от остальных отечественных заводов, здесь созданы мощности не только по сборке, но и по сварке и окраске кузовов. А у «ЗАЗа» есть и оборудование по штамповке кузовных деталей, что позволяет ему называться автозаводом полного цикла (от чистого листа металла до готового авто). В Черкассах машины делают из кузовных деталей, привезенных из России или Кореи.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича и корпорации «Богдан»