Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?
Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?
Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции? |
| |
Детали кузова – как небольшие, так и крупные фрагменты – поступают из России и Кореи. | На специальном стапеле отдельные кузовные детали закрепляют, а потом приваривают их вручную. |
Далее на готовый каркас сварочными клещами доваривают другие части кузова будущего автомобиля. | Кузов «купает» в ванне катафореза специальный робот – варио-шаттл. Такая процедура одинакова для ВАЗов и Hyundai. |
«Десятки» уже делают
В цехах сварки кузовов и окончательной сборки автомобилей в основном применяется ручной труд. С помощью специальных сварочных клещей несколько десятков операторов варят сначала отдельные части кузова, а затем их стыкуют на специальном стапеле и сваривают в единое целое. Такое решение применяется на автомобильных заводах в тех странах, где стоимость рабочей силы не очень высока, а тираж выпускаемых моделей составляет десятки тысяч единиц в год. Например, таким же образом варят кузова на заводах Dacia, «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «ЗАЗ», ряде китайских предприятий. Полностью автоматизированные сварочные цеха (практически без использования ручного труда) журналисты «АЦ» видели в развитых странах Европы и Азии, где на одном заводе выпускают несколько сотен тысяч машин в год.
Одна из немногих «ручных» операций в покрасочном цехе – нанесение противошумной мастики и герметика. | Окрасочный цех работает с материалами PPG-Helios (Словения) – как на «ЗАЗе». Пока машины красят в три цвета, но возможно до 10-ти. |
Большинство комплектующих для сборки ВАЗов пока поступает из России. Но с развитием технопарка в Черкассах ситуация изменится. | Технология окраски и сборки Hyundai Tucson уже отлажена, и скоро начнется промышленное производство. |
Роботы умеют красить
Предмет особой гордости «Богдана» – окрасочный цех. Он наиболее полно автоматизирован – в смену здесь трудится всего 200 человек. Кузова перемещаются по производственному процессу – с участка на участок – с помощью роботов – варио-шаттлов. Роботы также красят внешние панели автомобилей в покрасочной камере. Цех отличается от других подобных производств СНГ наличием процесса нанесения первого грунта (электроосаждения). По утверждению специалистов завода, это позволяет вдвое увеличить коррозионную стойкость автомобиля: он успешно проходит тест в камере соляного тумана в 1400–1500 часов (по нормам «ВАЗа» – 700). Кроме того, по словам начальника покрасочного цеха «Автомобильного завода «Богдан» Романа Гладнева, здесь используются более качественные материалы – одинаковые как для ВАЗов, так и для Hyundai, поэтому качество окраски ВАЗов более высокое, чем у продукции из Тольятти. Сегодня на заводе для обеих марок применяются 3 цвета – серебристый, темно-зеленый и черный. С июля ассортимент красок расширится – возможности оборудования позволяют использовать 10 оттенков одновременно.
| |
При окончательной сборке всех автомобилей, которая производится в разных цехах, в основном используется ручной труд. Только лобовые стекла приклеиваются с помощью специального робота-манипулятора. Точно такое же решение по автоматизации применяется на румынском заводе Dacia.
Двигатели поступают в собранном виде и монтируются на автомобили в зависимости от их комплектации. | В цехе окончательной сборки ВАЗов 2 конвейера: на одном – автомобили CKD-сборки, на другом – собираемые крупноузловым методом. |
В покрасочной камере нет людей – краску и лак на наружные поверхности кузова распыляют «руки» робота. | Заключительный этап производства – тестирование, выявление брака и приемка автомобилей. |
Основная продукция автозавода сегодня – ВАЗы, но уже с июля украинцы получат «местные» Hyundai Tucson. |
Через год – 120 тысяч
Черкасский автозавод способен выпускать 120 тысяч автомобилей в год при двухсменном графике работы (по 60 тыс. ВАЗ и Hyundai), а при трехсменном – до 150 тысяч. Планируется, что на полную мощность предприятие выйдет через год. А уже через несколько месяцев на другой производственной площадке корпорация «Богдан» откроет еще один автозавод – по выпуску грузовиков мощностью 15 тыс. единиц в год. В дальнейших планах корпорации «Богдан», по словам ее президента Олега Свинарчука, – строительство логистического центра и технопарка, на котором наладят производство комплектующих для выпускаемых автомобилей.
| |