X

Под знаком Дракона

Автозаводы JAC и Chery


В середине октября корпорация «УкрАвто» организовала для украинских журналистов пресс-тур в Китай. Представители СМИ ознакомились там с работой двух крупнейших автопроизводителей страны – компаний JAC и Сhery Automobile.

Казалось бы, совсем недавно автомобильные марки JAC и Chery были практически незнакомы украинскому потребителю. Однако сегодня в нашей стране они не только хорошо известны, но и популярны. Легкие грузовики JAC за полтора года на рынке Украины вышли на первое место в сегменте легких импортных коммерческих автомобилей. За 9 месяцев этого года в Украине реализовано более 1000 автомобилей JAC, план на 2008 год в несколько раз больше. В следующем году к гамме легких грузовиков добавится и тяжелая техника. Что касается Chery, то за год работы на нашем рынке модель вышла на восьмое место в списке самых продаваемых в Украине автомобилей. За первые 8 месяцев 2007 года она реализовала 8750 машин, а к концу года эта цифра, как полагают специалисты, может возрасти до 18 тыс. единиц.

В чем же секрет популярности этих двух китайских брэндов? Это и выясняли журналисты, лично знакомясь с производством автомобилей в Китае.

На предприятии JAC – мощное прессовое оборудование.
Сварочное производство JAC – царство роботов.
Идет сборка микроавтобусов JAC Refine MPV.
Очередной легкий грузовик JAC сходит с конвейера.
На заводе двигателей Сhery – новейшие технологии.
Электронное управление процессом окраски кузова.

Количество и качество

По обе стороны главных ворот предприятия JAC высятся внушительные скульптурные изображения драконов. Дело в том, что дракон в Китае – символ очень хороший: он воплощает удачу и быстрое развитие.

Компания JAC (Jianghuai Automotive Company) открыла свой первый автозавод в 1964 году, а в 1988-м начала выпуск малотоннажных грузовиков. Период бурного роста начался с 1990 года и на сегодня это один из крупнейших производителей в стране, способный выпускать в год до 300 тыс. коммерческих автомобилей всех классов, а также внедорожников. Кроме того, в ближайшие два года будет развернут выпуск легковых машин.

На долю компании JAC приходится около 30% внутреннего рынка коммерческих автомобилей. Вдобавок, в течение шести лет она удерживает первое место в стране по объему экспорта. Свою продукцию она поставляет более чем в 30 стран мира.

В просторных цехах завода JAC обращают на себя внимание две вещи: самое современное, высокотехнологичное оборудование и идеальная чистота и порядок. Поэтому не приходится удивляться, что выпускаемая здесь продукция отвечает высоким мировым требованиям. В 2005 году компания получила сертификат международного стандарта качества ISO 9001:2000. В этом же году к нему прибавились сертификат международных экологических норм ISO 14001:2000 и сертификат систем управления безопасностью здоровья OHSAS 8001:1999.

Несомненно, успеху марки способствовал и тот факт, что высокое качество автомобилей JAC сочетается с доступной ценой.

Тяжелые шасси JAC перед отправкой к потребителям.

Широкая гамма

На сегодняшний день производственные мощности компании JAC являются одними из самых внушительных в китайском автопроме. Костяк предприятия составляют пять заводов, расположенных в городе Хубэй в восточной провинции Аньхуэй.

Прежде всего, назовем завод легких грузовиков, который может выпускать до 150 тыс. автомобилей в год. Сегодня типовой ряд включает 10 моделей грузоподъемностью от 1,25 до 4,0 т. Машины оснащаются дизелями рабочим объемом 2,7 – 3,9 л, развивающими от 77 до 120 л. с.

Производственная мощность завода тяжелых грузовиков – поменьше и составляет до 30 тыс. единиц в год. Гамма техники состоит из 15 моделей с колесной формулой 4х2, 6х4 и 8х4. Грузоподъемность бортовых моделей колеблется от 7,4 до 30 т. А седельные тягачи могут работать в составе поездов полной массой 40 – 60 т. Двигатели китайского производства имеют мощность 210 – 380 л. с. Возможно также применение изготовленных в Штатах двигателей Cummins в 440 л. с.

Здание нового Технического и исследовательского центра JAC cкоро будет сдано в эксплуатацию.
Популярные в Украине JAC-1020, поставляются и в армию Китая.

Важное место в программе выпуска занимает автобусный завод производственной мощностью 30 тыс. машин в год. Здесь выпускаются автобусы длиной от 6 до 12 метров, а также автобусные шасси для других производителей, в том числе и зарубежных.

Еще одно важное предприятие – завод микроавтобусов и внедорожников, рассчитанный на выпуск до 80 тыс. единиц техники в год. Из его ворот выходят 7–12-местные вэны Refine MPV и автомобили для активного отдыха SRV (Sport Recreation Vehicle).

Завершает «великолепную пятерку» завод двигателей, рассчитанный на выпуск 50 тыс. бензиновых моторов в год и такого же количества дизелей. Добавим, что в орбиту компании JAC входят также заводы по производству строительной техники, запчастей и т. д.

Так с завода JAC вывозят готовы автомобили.

Лидер рынка

Сhery Automobile Company – яркий пример молодой, быстро развивающейся компании. В 1999 году с ее конвейера сошел первый легковой автомобиль, в 2001-м – 10-тысячный, в 2003-м – 100-тысячный. А в августе нынешнего года она выпустила свой юбилейный, миллионный (!) автомобиль.

В производственной программе компании – широкая гамма легковых машин, от мини-каров до представительских седанов и внедорожников. С марта нынешнего года на заводе в городе Вуху начался выпуск грузопассажирского вена Karry. В дальнейших планах предусмотрено расширение типажа коммерческих машин.

После смены рабочие выходят строем к развозным автобусам – разумеется, марки JAC.
Голубой берет, белый халат и полиэтиленовые «тапочки» – стандартная униформа рабочик окрасочного комплекса Сhery. Она обязательная и для гостей-журналситов.

Как мы убедились во время посещения предприятия, здесь применяются самые передовые технологии, позволяющие производить двигатели и трансмиссии, шасси и кузова. На моторном заводе нам показали линейку двигателей, в том числе новые Acteco и CAC, созданные совместно с австрийской фирмой ATL.

Компания Chery уже давненько ходит в лидерах китайского автоэкспорта. В 2001 – 2007 гг. за рубеж было поставлено более 153 тыс. автомобилей Chery. В настоящее время в США каждый месяц отправляют 1000 двигателей Асtесо. А недавно было подписано соглашение с Fiat на поставку 100 тыс. таких моторов ежегодно. Не случайно Chery включена в число 20 самых конкурентоспособных китайских компаний на мировом рынке в 2007 году.

Первая «коммерческая» ласточка Сhery – универсал Karry K3. Грузоподъемность автомобиля – 650 кг (7 человек и 150 кг багажа). Бензиновый мотор – 12-клапанный с многоточечным впрыском, развивает 65 л. с. при 5500 об/мин. Контрольный расход топлива при 60 км/ч – 5,7 л/100 км. Максимальная скорость – 141 км/ч.
Новый минивен от Chery – симпатяга Riich R2.

В составе компании Chery имеются два автосборочных предприятия, два моторных и один трансмиссионный заводы. Общая производственная мощность достигает 400 тыс. автомобилей, 400 тыс. двигателей и 300 тыс. комплектов трансмиссий в год. Это сегодня самое мощное автомобилестроительное предприятие Китая.

Однако Chery не собирается останавливаться на достигнутом. Журналистам показали и еще одно новенькое с иголочки автосборочное предприятие – третье по счету. Вывод его на проектную мощность позволит довести годовое производство до 650 – 700 тыс. автомобилей в год.

Что и говорить, масштабы и темпы впечатляющие. Пожалуй, у главного входа предприятия Chery в городе Уху тоже можно выставить фигуру китайского дракона.

Киев – Пекин – Хэфей – Уху – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит дистрибьюторские компании CA Automotive (Chery) и «ТДЦ-Авто» (JAC) – структурные подразделения корпорации «УкрАвто», за помощь в организации поездки.