X

Под знаком «нео»

ЛАЗ-52081








В конце августа ко Дню Независимости Украины
на ОАО «ЛАЗ» выпустили полутораэтажный туристический автобус «НеоЛАЗ».
Это название подчеркивает, что предприятие сделало принципиально новую
машину с использованием последних технологий мирового автобусостроения,
способную на равных конкурировать с лучшими зарубежными лайнерами
в данном классе.

Работа по созданию полутораэтажного
туристического автобуса на заводе развернулась еще в начале 90-х гг. В
результате появился первый «высокопалубник» собственной конструкции –
ЛАЗ-5208. Однако дальше двух выпущенных экземпляров дело не пошло. Для
предприятия настали трудные времена: модельный ряд давно устарел, что
привело к катастрофическому падению продаж.

Ситуация изменилась осенью 2001 г. с приходом нового инвестора. В короткий
срок были разработаны и запущены в производство 5 новых моделей. Выпуск
автобусов увеличился. Проект полутораэтажной машины вновь стал актуальным.

На разработку модели ушло всего 8 месяцев. От прежнего «высокопалубника»,
несмотря на схожий индекс ЛАЗ-52081, не осталось и следа. Впервые на заводе
при проектировании автобуса был использован метод трехмерного моделирования.
Впервые конструкторы и технологи получили возможность ознакомиться с разработкой
и производством машин этого класса на таких известных предприятиях как
Mercedes-Benz, MAN и Neoplan.

Дизайн

«НеоЛАЗ» отличается прежде всего совершенно новым дизайном кузова. Стеклопластиковая
носовая часть привлекает внимание изогнутым передним бампером и маленькими
круглыми фарами – такую оптику сегодня активно используют ведущие автобусостроительные
фирмы. Прекрасную обзорность как для водителя, так и для пассажиров обеспечивает
огромное ветровое стекло. Вверху оно оборудовано дополнительным, третьим
стеклоочистителем. Необычно, как для ЛАЗа, смотрятся и нависающие, словно
усы насекомого, большие наружные зеркала.

В профиль лайнер выглядит очень динамичным: эффект стремительности усиливают
ниспадающая к носовой части крыша и изогнутая средняя стойка.

Комфорт

Салон рассчитан на перевозку 51 пассажира. Кресла немецкой фирмы Vogel
с регулируемым углом наклона спинки оснащены откидными подлокотниками,
столиками и подножками. Крайние от прохода кресла можно двигать вправо-влево,
изменяя расстояние между ними и соседними. Примечательно, что все сиденья
оборудованы инерционными двухточечными ремнями безопасности. На потолке
– полки для багажа, а также индивидуальные плафоны освещения и дефлекторы
обдува.

Понятное дело, есть кондиционер – фирмы Webasto. Применено жидкостное
отопление салона – при помощи конвекторов с использованием тепла системы
охлаждения двигателя и дополнительного обогревателя. Автобус оборудован
аудио-видеосистемой Blaupunkt с двумя мониторами, а также холодильником,
кофеваркой и биотуалетом.

Конструкция

В основе кузова – пространственный силовой каркас. К нему приклеиваются
цельнотянутые боковые панели из стального оцинкованного с двух сторон
листа. Передок автобуса – стеклопластиковый. Колесные арки выполнены из
«нержавейки», а крышки багажных отсеков – из алюминия. Боковые стекла,
как и панели кузова, крепятся с использованием клея швейцарской марки
Sika. Пол покрыт бакелизированной, ламинированной фанерой толщиной 18
мм и венгерским линолеумом Grabiol. Покраска кузова и его антикоррозионная
обработка выполнены по технологии и с использованием материалов таких
ведущих зарубежных фирм как Dinol и Helios.

Передние и задние мосты – от ZF. Подвеска колес пневматическая, с т.
н. функцией kneeling: на остановках машина приседает, облегчая посадку/высадку
пассажиров. На первом образце установлен 6-цилиндровый дизель Mercedes-Benz
мощностью 354 л. с., отвечающий стандартам Евро 3. Но по заказу лайнер
можно оборудовать и моторами других производителей: например, MAN, Deutz
или Raba. Механическая 6-ступенчатая коробка передач тоже от Mercedes-Benz.

Полутораэтажный лайнер «НеоЛАЗ» пока нельзя купить. До конца года он
должен пройти необходимые заводские и сертификационные испытания с тем,
чтобы с января 2004 г. поступить в продажу. Ориентировочная стоимость
новинки: от 100 тыс. у.е. – за машину в базовом исполнении, до 150 тыс.
у.е. – за оснащенную по полной программе.

 «НеоЛАЗ»
(ЛАЗ-52081)
Общие данные
Тип турист. автобус
Колесная база, мм6080
Длина, мм12000
Ширина, мм2550
Высота,мм 3665
Радиус поворота, м12,5
Число мест51+1+1
Полная масса, кг18000
Объем багаж. отсеков, м куб.9
Двигатель
Типтурбодиз.
МаркаMercedes-Benz OM 457 LA
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V6/4
Рабочий объем, см куб.11946
Мощность, л.с./об. мин354/1800
Макс. кр. момент, Нм/об.мин1730/1080
Трансмиссия
Тип приводазадний
КПП мех., 6-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн. диск./диск.
Подвеска передн./независ. пневм./
задн.завис. пневм.
Шины295/80 R22,5
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч150
Контрольный расход, л/100 кмн.д.
Стоимость150 тыс. у.е.

Юрий Гоголев
Фото автора