X

Прорыв в новый сегмент

Черниговский автозавод 22 октября провел презентацию и демонстрационные испытания троллейбуса модели 321, который планируется выпускать на этом предприятии совместно с ОАО «Белкоммунмаш».

Черниговский автозавод 22 октября провел презентацию и демонстрационные испытания троллейбуса модели 321, который планируется выпускать на этом предприятии совместно с ОАО «Белкоммунмаш».

Черниговский автозавод 22 октября провел презентацию и демонстрационные испытания троллейбуса модели 321, который планируется выпускать на этом предприятии совместно с ОАО «Белкоммунмаш».

Что и говорить, троллейбусный парк Украины устарел – и морально, и физически. Печальное первенство здесь удерживает АР Крым, где по маршрутам курсируют ветераны в категории «кому за 30». Нечем особо похвалиться и во многих других регионах, в том числе и в славном городе Чернигове, где средний возраст троллейбусов составляет 23 года.

Вот почему на Черниговском автозаводе, входящем в корпорацию «Эталон», решили взяться за новую для себя продукцию. Тем более что в смежном сегменте – автобусостроении – накоплен немалый опыт. Правда, современный троллейбус – продукт сложный, высоко­технологичный, и без помощи со стороны освоить такую глыбу было бы нелегко. Поэтому стали искать партнеров, изучали, сравнивали – и в итоге был подписан договор о сотрудничестве с ОАО «Белкоммунмаш».

Почему остановились именно на таком варианте? Дело в том, что троллейбусы этого белорусского производителя вполне современны по конструкции и при этом, что важно, относительно недороги. Как утверждают представители «ЧАЗа», цена таких троллейбусов на 30% ниже, чем на аналогичные модели украинского производства, и составляет около 160 тыс. долларов. А свидетельство неплохого качества машин – их популярность не только в Беларуси, но и в России, где имеется ряд своих производителей и конкуренция достаточно сильна.
Что же представляет собой троллейбус, который намечено выпускать в Чернигове?

Рабочее место водителя оборудовано кондиционером, кресло – на пневмоподвеске.

Система контроля утечки токов постоянно информирует о сопротивлении изоляции электрооборудования троллейбуса.

Кузов

Троллейбус модели 321 – это низкопольная машина длиной 11,8 м. Она имеет рамное основание и силовой каркас кузова, сваренный из труб прямоугольного сечения. Внутренние их полости подвергнуты антикоррозионной обработке до высоты окон. Такая же защита у наружных и внутренних поверхностей кузова, а также компонентов шасси.

Боковины кузова и крыша изготовлены из рулонного, т. е. сплошного, без швов, оцинкованного листа. Поверх металлической крыши проложены дорожки из рифленой резины – для удобства обслуживания и защиты от поражения током.

Передняя и задняя панели кузова изготовлены из стеклопластика. Из него же сделан и передний бампер. Он состоит из трех частей, что упрощает ремонт при повреждениях. Задний бампер представляет собой крепкий стальной швеллер в той же стеклопластиковой оболочке.
В салон ведут три двери – поворотно-сдвижного типа, с пневмоприводом и защитой пассажиров от защемления. Кабина водителя имеет отдельную дверь.

Внутренняя обшивка потолка и бортов салона – пластиковая. Покрытие пола может быть выполнено из износостойкого декоративного линолеума. Теплоизоляцию обеспечивают полистирольные плиты и другие материалы. Боковые стекла тонированные, вклеенные в оконные проемы и снабженные крупными сдвижными форточками. Имеются эффективные системы вентиляции и отопления.

Сиденья в салоне – двухрядные, с хорошо чистящейся обивкой. Всего их 26, а полная вместимость троллейбуса – 101 чел.

Для погрузки инвалидных колясок служит откидная аппарель. Ее можно заказать и с гидроприводом, но это дороже.

Система штангоулавливания с пневмоприводом обеспечивает автоматическое опускание штанг при сходе с проводов.

Привод дверей – пневматический, с функцией против защемления. Задний бампер – стальной, в стеклопластиковой оболочке.

Силовая часть

Поскольку троллейбус модели 321 – низкопольный, то основная часть его электрооборудования расположена на крыше.

Тяговый электродвигатель – агрегат переменного тока мощностью 185 кВт, с транзисторной системой управления. Последняя снижает потребление электроэнергии до 35% по сравнению с троллейбусами, где используется контактно-резисторная система управления.

Возможно и применение двигателей постоянного тока – с тиристорно-импульсной системой управления (троллейбус модели 32102) или с транзисторной системой (модель 32104).
Передний мост предлагается на выбор – от венгерской фирмы Raba либо немецкой ZF. Конструкция передней оси допускает выворот колес на угол до 55 градусов, что способствует хорошей маневренности машины.

Задний, ведущий мост – от тех же производителей. Центральный редуктор смещен к левой колесной ступице. Главная передача – гипоидная. Тормозные механизмы здесь барабанного или дискового типа.

Подвеска колес – зависимая, рычажная, пневматическая. Она имеет функцию kneeling, то есть обеспечивает наклон кузова в сторону посадки-высадки с целью понижения высоты подножек на остановках.

Снаряженная масса троллейбуса составляет 11,1 т, полная – 18,0 т. Максимальная скорость – 60 км/ч.

 

Владимир Бутко Президент корпорации «Эталон»

Договор с «Белкоммунмашем» предусматривает поэтапное развитие производства троллейбусов на площадях ЗАО «Черниговский автозавод». Первые три троллейбуса будут собраны методом крупноузловой сборки уже до конца года, а впоследствии ежемесячный выпуск составит 25–30 машин. При этом уровень локализации, то есть использования узлов и комплектующих украинского производства, – не меньше 51%. Разумеется, это будут прежде всего кузов и ходовая часть.

Леонид Гоголев
Фото автора