Сравнение отечественного рынка машин в 1999 и 2003 годах: Автопятилетка
В советские времена этапы развития экономики разбивались на пятилетки. Следуя этой традиции, сравним ситуацию на отечественном авторынке в первый и последний годы виртуальной пятилетки.
В советские времена этапы развития экономики разбивались на пятилетки. Следуя этой традиции, сравним ситуацию на отечественном авторынке в первый и последний годы виртуальной пятилетки. |
Как ни странно это звучит, но в 1999 и 2003 годах общие объемы продаж легковых автомобилей в Украине были приблизительно равны. За каждый из этих двух годов в нашей стране реализовали примерно по 600 тысяч легковушек. Правда, структура рынка существенно изменилась: если пять лет назад украинцы купили 83,5 тысячи новых автомобилей, то год назад – 154,7 тысячи. Сегодня на авторынке больше перепродаж подержанных машин внутри страны, зато практически отсутствует ввоз подержанных автомобилей – 30 тыс. против 220 тыс. в 1999-м. Заметим, что с 1999 по 2001-й год рынок переживал спад, сменившийся с 2002-го существенным подъемом при уменьшении ввоза подержанных авто. Специалисты связывают эти тенденции с изменениями в законодательстве, направленными на легализацию рынка и стимулирование покупок новых машин взамен подержанных.
Кстати, вступление в силу с конца мая 2004 г. Закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине» снова изменит структуру рынка, – в частности, соотношение продаж импортных и собираемых в Украине моделей в сегменте новых автомобилей.
Автопром укрупняется
Существенно изменилась за пять лет роль украинского автомобилестроения. Если в 1999 году было произведено в общей сложности около 23 тысяч легковушек, грузовиков и автобусов (примерно половина из них – легковые авто), то в 2003-м эта цифра выросла до 180 тысяч (из них 100 тыс. – легковые). Правда, большая часть легковушек выпущена крупноузловым методом, и только 26 тысяч – продукт полноценного производства. Количество автосборочных предприятий за это время уменьшилось, зато оставшиеся существенно укрупнились. Их доля, как и число машин, собранных в Украине методом мелкоузловой сборки, будет расти.
Наиболее популярными среди новых автомобилей остаются автомобили ценой 4 – 6,5 тысячи (в 1999 году стоимость машин оценивалась в долларах, в 2003-м – в евро). Зато продажи авто дешевле 4 тысяч возросли в три раза – с 9 до 28% (в этом заслуга увеличившегося спроса на «Таврию»). В то же время доля машин стоимостью 6,5 – 10 тысяч снизилась с 23 до 4%. Продажи легковушек в остальных ценовых диапазонах значительно не изменились.
Азиаты в центре Европы
Анализируя регистрации новых автомобилей, можно заметить постепенное изменение вкусов украинцев. По-прежнему самыми покупаемыми в нашей стране остаются ВАЗы, хотя они утратили значительную часть рынка (с 50 до 27%). Daewoo и ЗАЗ увеличили свое присутствие на рынке и поменялись местами в рейтинге. Среди других наиболее заметных изменений – снижение позиций ГАЗа, и заметный прогресс Mitsubishi и Nissan. Интересно, что в первой десятке самых популярных марок только три «родом» из Европы, три – из стран СНГ, зато четыре – из Азии. Причем рейтинг стран-производителей сохранился.
Если подытожить сказанное, то наиболее серьезные изменения – рост объема рынка новых автомобилей и доли машин отечественной сборки. Все чаще новые недорогие авто украинцы предпочитают подержанным за ту же цену.
Рейтинг марок (новые автомобили) |
|