X

Судьба «варшавянки»

Автозавод FSO

В ноябре крупнейший польский автопроизводитель – варшавский
завод FSO отметил свое 55-летие. По этому поводу члены украинского «Клуба
автожурналистов» вместе с польскими коллегами посетили предприятие, чтобы
ознакомиться с его славной историей, сегодняшним днем и перспективами.

Еще в 1948 году в Жерани,
пригороде Варшавы, было решено построить «Завод легковых автомобилей» – Fabryka
Samochodow Osobowych, сокращенно FSO. В качестве прототипа взяли новейшую
в то время советскую модель ГАЗ-М20 «Победа», но назвали ее по-своему – Warszawa
(«Варшава»). Первую машину собрали 6 ноября 1951 года. Эта дата и считается
временем рождения предприятия.

Коммерческая жилка

Примечательно, что через несколько лет, в 1956 году, на базе легкового автомобиля
начали серийно выпускать пикап Warszawa 200Р грузоподъемностью 500 кг. А вскоре
к нему присоединился и фургон. Заметим, что в СССР машин такого типа на базе «Победы» не производили. В дальнейшем узлы и
агрегаты «Варшавы» послужили основой для легких коммерческих автомобилей,
выпускавшихся на других заводах Польши: грузовиков Zuk А03, на 900 кг (1959
г.) и 8-местных микроавтобусов Nysa N59N (1959 г.).


Что же касается самого завода FSO, то выпуск коммерческих автомобилей на
базе серийных легковушек стал там доброй традицией. Параллельно с моделью
Warszawa с 1957 года с конвейера сходила малолитражка Syrena. Она получила
свое название в честь сирены – мифической полуженщины-полурыбы, которая является
символом города Варшавы. В 1971 году на базе этого автомобиля выпустили пикап
Syrena R20 и фургон Syrena 104B грузоподъемностью соответственно 350 и 500
кг.

В рамках содружества

Первоначально завод FSO планировался под выпуск легковых автомобилей Fiat,
но в условиях «холодной войны» от этого пришлось отказаться. К сотрудничеству
с итальянцами вернулись лишь в декабре 1965 года, когда было подписано лицензионное
соглашение на производство автомобилей Polsky Fiat 125P. На его базе стал
также выпускаться пикап.


С мая 1978 года началось серийное производство новой модели –
хэтчбека Polonez с кузовом собственной разработки. Он послужил основой для
однотонного пикапа Truck с различными отечественными и импортными двигателями,
выпускаемого с 1982 года. В конце 1985 года к FSO присоединилось предприятие
в городе Ныса – Zaklady Samochodow Dostawczych («Предприятие развозных автомобилей»), сокращенно
ZSD. Туда и переместили все производство пикапов FSO Truck.


Переход на рыночные отношения в начале 90-х гг. выдвинул перед предприятием
много сложных проблем. Начался поиск инвесторов. В 1992 году было заключено
соглашение с General Motors о сборке автомобилей Opel Astra. А в 1996 году
партнером FSO стал южнокорейский концерн Daewoo. Развернулся выпуск целого
ряда моделей, завоевавших популярность на рынке: Espero, Tico, Lanos, Nubira,
Leganza и Matiz.


Банкротство Daewoo заставило FSO искать очередного инвестора. В июне 2005
года польское правительство подписало соглашение с украинским концерном ЗАО «ЗАЗ», входящим в состав корпорации «УкрАвто». Сегодня
FSO экспортирует в Украину более 90% своей продукции. Благодаря возрастающим
заказам с рынка нашей страны завод получил возможность значительно улучшить
свои финансовые показатели.

Окно в Европу

Первоначально лицензионный договор по выпуску автомобилей Daewoo
действовал только до декабря 2004 года. Затем он был продлен до конца 2008
года. В планах на этот год намечено изготовить более 130 тыс. автомобилей.


Однако выпускаться будут уже не только машины Lanos. Дело в том, что в договоре
ЗАО «ЗАЗ» обязался проинвестировать запуск производства новых автомобилей
весьма популярной сегодня в Европе модели Chevrolet Aveo: за первые 9 месяцев
2006 года в Старом Свете было зарегистрировано 78,5 тыс. таких машин. Этот
стабильно высокий спрос и призван удовлетворить польский завод. Производство
машин начнется осенью, и до конца года изготовят 4 тыс. седанов. А с лета
2008-го к ним прибавятся трех- и пятидверные хэтчбеки. Годовой выпуск составит
60 тыс. единиц. В дальнейшем предполагается увеличить эту цифру до 150 тыс.


А что же с коммерческими автомобилями? Несколько месяцев назад завод в Нысе
вернулся под контроль FSO. «Сейчас мы ведем определенные
переговоры с партнерами, – поведал журналистам вице-президент «УкрАвто»
и вице-председатель наблюдательного совета FSO S. A. Олег Папашев. – Наша
цель: возобновить там традиционный для FSO выпуск легких коммерческих автомобилей,
в котором предприятие имеет большой опыт. В частности, не исключено производство
фургонов Lanos Pick-Up».


Варшава-Киев


Леонид Гоголев
Фото FSO и автора