Нынешняя ситуация, в которой оказался отечественный автопром, может привести к тому, что в конце концов украинские заводы прекратят выпуск продукции, а займутся исключительно утилизацией старых автомобилей.
Мысль подхватил Заместитель Главы Правления по производству автомобилей Корпорации «УкрАВТО» Олег Папашев: «А почему бы и нет! Это ведь выход – объявить Украину мировой свалкой, открыть границу для поступления автомобильного старья, а у нас на заводах ЗАЗ тем временем есть все необходимое, чтобы это старье утилизировать. На сегодняшний день мы всю свою продукцию перерабатываем и 100% утилизируем, для чего имеются необходимые мощности, технологии, методологии, договоренности с полигонами для захоронения. Так что, повторюсь, это выход – сделать Украину кроме того, что свалкой ядерных и прочих отходов, еще и свалкой для автомобилей. ЗАЗ готов к этому – это будет, кстати, неплохой бизнес…»
Правда, Олег Папашев попросил журналистов не относиться к его словам, как к официальному заявлению о том, что ЗАЗ готовится сворачивать производство и переходить на утилизацию: «До тех пор, пока Украине нужно будет производство автомобилей, заводы будут работать! Нам к трудностям не привыкать, так что мы будем работать, несмотря ни на что…»
Что же до нынешних трудностей и реальных показателей имеющихся тенденций, то участники встречи с журналистами озвучили, например, 30% сокращение персонала корпорации «Богдан», и это при том, что из двух с половиной тысяч рабочих мест, которые были на момент 2008 года, сейчас осталось менее тысячи. Более того, по словам Олега Свинарчука, все идет к тому, что в том же Луцке производство может остановиться в течение 3-4 месяцев. На «Еврокаре» также не обошлось без увольнения рабочих. При этом долгое время, как подчеркнул Олег Боярин, руководство стремилось любой ценой удержать сотрудников, на обучение и подготовку которых было потрачено немало сил и средств. Но, в итоге, работы лишилось порядка 800 человек.
И только ЗАЗ пока к сокращениям персонала не прибегает и о закрытии производства не говорит, но серьезно работает над оптимизацией загрузки конвейера и рабочих, над корректировкой планов производства. Так на данный момент работа на заводах ведется только в одну смену, по 4-5 дней в неделю, кроме того ведется работа над тем, чтобы все производство – и моделей Lanos, и Vida, и Forza – перенести на один конвейер в одном здании, чтобы не отапливать в зимний период лишние корпуса, также пришлось сократить план производства с изначальной ориентации на сохранение прошлогодних объемов – – до конца года общий объем составит порядка 50 тысяч автомобилей, что не на много, но все-таки меньше, чем в прошлом году.