X

Укравтопром защищается: евроинтеграция или пошлины?

На третьей международной конференции «АвтоПром.UA 2011» специалисты обсуждали, как увеличить производство автомобилей в Украине.

Открывая третью международную конференцию «АвтоПром.UA 2011», Президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Михаил Резник обозначил несколько актуальных задач развития отечественной автомобильной промышленности. Это возвращение высокой доли рынка украинской продукции на отечественном авторынке, локализация производства в Украине и привлечение инвестиций.

Генеральный секретарь международной ассоциации автопроизводителей OICA Ив ан де Страатен сообщил, что нынешнее состояние автомобильной промышленности в мире вызывает противоречивые прогнозы. С одной стороны, по результатам первого полугодия 2011 года отрасль растет – в целом по миру на 2,9%. Но развитые страны не радуют ростом производства, а центр автомобильной индустрии постепенно смещается из США и стран Западной Европы в Азию. Именно азиатские страны, Восточная Европа и Южная Америка демонстрируют рост автопроизводства. Украина – тоже в числе стран, где количество выпущенных автомобилей растет, хотя на докризисный уровень она еще не вышла.

Директор компании «Укрпромвнешэекспертиза» Владимир Власюк, представил присутствующим программу развития украинского автопрома до 2020 года, которую он разрабатывал. Цель программы – загрузить мощности украинских производителей, которые сегодня позволяют выпускать 400 тыс. автомобилей в год, но загружены только на треть. По его словам, благодаря этой программе до 2020 года украинский авторынок вырастет до 1 млн. автомобилей в год, а доля отечественных машин вырастет до 70%.

Для этого предлагается предпринять ряд мер – повысить ввозную пошлину до 30% на готовые автомобили, снизить пошлины и НДС на ввозимое оборудование, не облагать налогом реинвестированную в производство прибыль, начать программу компенсации автовладельцам, которые будут менять старые автомобили на новые, возвращать покупателю 2% от кредитной ставки при оформлении кредита на отечесвтенную машину и т.д. Владимир Власюк утверждает, что сумма затрат на проведение этих мероприятий будет в 6 раз ниже, чем экономический эффект от их внедрения.

Почетный президент корпорации «УкрАВТО», народный депутат Тариэл Васадзе считает, что проведенные в 2008 году вступление Украины в ВТО, как во время начала экономического кризиса, было несвоевременным и сильно навредило отечественному автопрому. Фактически, отечественные предприятия не были готовы с снижению пошлин на готовые автомобили, поэтому их доля рынка резко снизилась. Аналогичная ситуация происходит и сегодня, когда наша страна вступает в Зону свободной торговли с ЕС и странами СНГ.

Впрочем, Минэкомразвития проводит расследование по этому факту, результатом которого может стать защитные меры против импорта автомобилей в Украину в виде повышения пошлин или квотирования. Уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий считает, что такое расследование не противоречит принципам ВТО, но в ответ страны-члены ВТО могут потребовать соответствующей защиты своих рынков от других украинских товаров. Но в таком случае пострадает какая-то другая отрасль Украины.

Руководитель по вопросам Евроинтеграции администрации Президента Украины Евгений Перелигин сообщил, что во вступлении страны в таможенный союз СНГ и Зону свободной торговли ЕС нет никаких противоречий. Среди 20 основных товаров, которые экспортируются Украиной, только 3 пересекаются в рамках этих содружеств. То есть одни украиснкие предприятия нацелены на рынки Европы, а другие – на рынки СНГ. Например, выпускаемые в Украине автомобили в основном экспортируются в СНГ. Зона свободной торговли с ЕС откроет им и эти рынки.

Впрочем, вице-президент ассоциации «УкрАвтопром» Ефим Хазан сообщил, что поставлять в Европу украинским заводам нечего – их продукция неконкурентоспособна на рынках стан ЕС. Главная причина этого – устаревшее оборудование украинских автозаводов и отсутствие налоговой поддержки со стороны государства для того, чтобы это оборудование было выгодно менять.

В дискуссии о том, как загрузить украинский автопром на полную мощность и получать от заводов прибыль, также участвовали представители зарубежных и отечественных инвестиционных фондов. Они заверили, что интерес иностранных инвесторов к автомобильной отрасли в Украине есть, хотя существует и ряд негативных факторов для инвестиций в нашу промышленность. Банкиры также выразили готовность кредитовать как промышленность, так и конечных потребителей в покупке автомобилей. А президент медиагруппы «Автоцентр» Игорь Диденко рассказал, что за последнее время сильно изменились источники коммуникации потребителей автомобилей с их производителями и продавцами – люди все чаще выбирают машину, используя электронные СМИ, которые доступны в персональных мобильных устройствах.