X

В джазе только дизайнеры

В начале 90-х годов, будучи еще ребенком, я неоднократно видел на вкладышах от жвачек фото необычного спортивного автомобиля. И лишь совсем недавно узнал, что это был концепт-кар Isuzu 4200R, дизайн которого курировал Широ Накамура. Оказывается, этот японец подарил миру еще целый ряд великолепных машин.

В начале 90-х годов, будучи еще ребенком, я неоднократно видел на вкладышах от жвачек фото необычного спортивного автомобиля. И лишь совсем недавно узнал, что это был концепт-кар Isuzu 4200R, дизайн которого курировал Широ Накамура. Оказывается, этот японец подарил миру еще целый ряд великолепных машин.

В начале 90-х годов, будучи еще ребенком, я неоднократно видел на вкладышах от жвачек фото необычного спортивного автомобиля. И лишь совсем недавно узнал, что это был концепт-кар Isuzu 4200R, дизайн которого курировал Широ Накамура. Оказывается, этот японец подарил миру еще целый ряд великолепных машин.

Широ Накамура родился 17 октября 1950 года в городе Осака. Стать дизайнером автомобилей японец твердо решил в 1959 году, когда ему в руки случайно попал журнал Car Graphic с материалом о работах итальянского ателье Bertone. К своей мечте он шел постепенно, шаг за шагом. Сразу после школы Накамура поступил в Токийский университет искусств Musashino и в марте 1974 года получил диплом бакалавра по специальности «Индустриальный дизайн». Отметим, что в то время автомобильному дизайну в Японии нигде не учили, поэтому Накамура всерьез задумывался о том, чтобы профессионально заниматься другой своей страстью – джазовой музыкой, исполняемой на контрабасе. И все же первым местом работы Широ стала местная компания Isuzu Motors.

Спустя некоторое время Накамура переехал в США, где вновь принялся грызть гранит науки – на этот раз в престижном Art Center College (Пасадина, Калифорния). Свой второй и такой желанный диплом бакалавра транспортного дизайна японец получил в возрасте 31 года. В 1985-м он становится сотрудником дизайнерского центра Advance Design Studio автогиганта GM, но через 4 года возвращается в Isuzu, которая к тому времени была куплена американцами. Основным направлением его работы (как главы дизайнерского подразделения Isuzu) стало создание представителей быстрорастущего класса спортивных SUV, а кульминацией была серийная модель VehiCROSS, которую до сих считают одним из самых необычных внедорожников в истории. Кроме того, под руководством Накамуры разработаны футуристические прототипы 4200R (1989 год) и Сomo (1991 год), а также серийная модель Gemini.

Компания Isuzu

1989
Эффектный 2-местный суперкар 4200R так и остался нереализованной мечтой Isuzu. Максимальная скорость прототипа – 320 км/ч.

1990
Конвейерная жизнь Isuzu Gemini оказалась недолгой. Симпатичный компактный седан выпускался до 1993 года.

1998
Экстравагантный Isuzu VehiCROSS, построенный на агрегатах Rodeo и Trooper, продержался в производстве всего три года: по мнению многих специалистов, эта модель опередила свое время, поэтому рынок ее не принял.

1999
В концепте Isuzu Kai Накамура пытался применить элементы традиционной японской культуры. Под капотом оригинальной полноприводной машины скрывается 3,0-литровая бензиновая «шестерка».

Компания Nissan

2001
Первый концептуальный вариант будущего GT-R показали на Токийском автосалоне. Как видите, за шесть лет внешность автомобиля существенно преобразилась.

2003
Великолепный Nissan 350Z был одним из немногих мощных спортивных купе из Японии, предлагаемых на рынке в начале века.

2007
Nissan GT-R совершил революцию в сегменте суперкаров. Благодаря продуманной конструкции машина обошла многих более дорогих конкурентов.

2009
Гибридное купе класса гранд-туризмо Infiniti Essence символизирует будущее люксового отделения марки Nissan.

Прорыв

В 1999 году Накамуре, уже ставшему известным, позвонил Карлос Гон, тогдашний президент Nissan Motors, и предложил ему ведущую должность в дизайнерском отделе компании. После долгих раздумий (привязанность к Isuzu была очень сильной) японец принял предложение и с огромным энтузиазмом принялся покорять новые дизайнерские вершины. За короткий срок он сумел дорасти до поста старшего вице-президента и главного креативного директора второй по величине автомобильной компании Японии. Из-под его пера вышли замечательные серийные модели Nissan 350Z, Nissan Murano, Infiniti FX и потрясающий GT-R. Правда, с каждым годом все больше времени Накамура уделяет управленческой деятельности – ведь под его руководством работают почти 1000 человек по всему миру. На дизайн остается не более трети рабочих часов.

Авторитетный ресурс Automotive News два года подряд (в 2002-м и 2003-м) признавал Широ Накамуру лучшим автомобильным дизайнером.

Дело вкуса

В списке любимых автомобилей Накамуры – в основном представители 60–80-х годов прошлого века: джуджаровские концепты Alfa Romeo Canguro и Lancia Medusa, серийный Porsche 911, классический Mini, Ford Mustang 1965 года и Corvette Sting Ray. Из японских машин его восхищение вызывают спортивная Toyota S800 и, конечно же, легендарный Nissan Fairlady Z. По словам Широ, он до сих пор любит эти модели, потому что в то время, когда они появились, он был тинейджером. На протяжении всей дизайнерской карьеры его цель оставалась неизменной: создавать автомобили, которые притягивают. Накамура хранит верность своим принципам вот уже более 30 лет.

Роман Базай
Фото фирм-производителей