В новый год – с оптимизмом!
«Автомобильная группа «Богдан» сегодня является лидером по производству автобусов в Украине. Кроме того, на его предприятиях собирают легковые и грузовые автомобили. Каковы результаты деятельности компании в прошлом году и какие планы на год нынешний? |
Важнейшим событием для компании стало восстановление в конце прошлого
года нашей инвестиционной программы, за что мы довольно долго боролись.
Таким образом, появилась возможность в 2005 году приступить к тому плану
развития, к которому были готовы еще в начале 2002-го.
Конечно, отсутствие инвестиционной программы наложило
отпечаток на итоги нашей деятельности в 2004 году. Так, планировалось
увеличить объемы производства всех видов автотранспорта, но добиться роста
удалось, к сожалению, только в сегменте легковых автомобилей. Если за
2003 год холдинг суммарно произвел около 13 тыс. таких машин, то в 2004
году Луцким автозаводом было выпущено 23,5 тыс. и в рамках совместной
программы с ЗАО «ЗАЗ» – еще порядка 16 тыс. единиц.
Производство автобусов по сравнению с 2003 годом практически
осталось на прежнем уровне – около 1200 машин. Кроме того, мы, как известно,
начали новые проекты по сборке грузовиков, хотя и с некоторой задержкой:
их было выпущено примерно 400 штук.
В чем же были проблемы, что тормозило нашу работу? Это
и определенное давление со стороны проверяющих структур, которое испытывали
практически все наши предприятия. И ярлыки, которые навешивались на нас
в министерствах и в различных регионах… Именно поэтому мы потеряли заказы
где-то на 1000 автобусов, которые ранее были включены в план производства
на 2004 год. Негативно повлияли и такие факторы, как резкий рост цен на
горюче-смазочные материалы и политика сдерживания тарифов на перевозку.
В 2005 год мы смотрим с оптимизмом. В Черкассах запланировано
изготовить 2400 автобусов, а на мощностях Луцкого автозавода выпустить
2950 коммерческих машин грузоподъемностью от 0,8 до 4 т. Кроме того, «Богдан»
будет производить кузова для троллейбусов на базе трехосного автобуса
особо большой вместимости А-231 «Богдан». Это достаточно интересная программа,
и в І квартале нынешнего года мы должны уже сдать заказчикам первый кузов.
Что касается более отдаленного будущего, то до 2009 года будет создан
тот машиностроительный комплекс, который намечен утвержденной инвестиционной
программой. Около $96 млн. планируется вложить в создание мощностей по
производству около 15 тыс. грузовиков и до 8 тыс. автобусов разных классов
в год.
Хотя план производства автобусов в 2004 году мы по известным причинам
не выполнили, но рекордную цифру позапрошлого года практически повторили
– точнее, перекрыли ее на две единицы. Несмотря на очень сложный для нас
год, все машины были проданы. И это тоже успех.
В минувшем году у нас прошла глубокая реструктуризация
управления. Нашему автобусному бизнесу уже пять лет, мы вышли из детского
возраста. Теперь пытаемся управлять не только производством, но и эксплуатацией
машин как бизнесом: предлагаем покупателю не просто продукт, а определенную
бизнес-схему.
Наверное, одной из наших ошибок прошлого было недостаточное
внимание к развитию экспорта автобусов. Тем не менее, сегодня мы активно
работаем в этом направлении. Нами начато освоение рынков почти всех бывших
республик СССР – государств Кавказа, Молдовы, Беларуси и, конечно, России.
Сейчас уже можно говорить об определенных успехах. Во
всех этих странах эксплуатируются наши машины. В России мы заканчиваем
сертификацию автобусов, и она будет распространена, в принципе, на все
постсоветское пространство. Более того, в 2004 году нам удалось начать
экспорт продукции в Восточную Европу: так, в бывшую Чехословакию поставлено
десяток машин.
Мы поставили перед собой серьезные задачи по расширению
в 2005 году экспортных рынков. В России намечено реализовать не менее
500 автобусов. Учитывая сложность этого продукта, продолжаем совершенствовать
такие перспективные схемы продаж, как лизинг и кредит. Расширяем сферу
услуг, которые называются сопровождением изделий в эксплуатации.
В начале лета 2004 года в Киеве был открыт наш первый серьезный сервисный
центр. В дальнейшем появятся и другие подобные центры. Один из них, возможно,
появится в России, поскольку на этот рынок мы будем делать основной акцент
в нашей экспортной программе.
Самой главной задачей на 2005 год для нас является увеличение экспорта
автобусов. Основной рынок здесь – Россия. Но мы хотим расширить свое влияние
и на страны СНГ, и на Восточную Европу, а если получится, то на Ближний
Восток и Среднюю Азию.
Поэтому для нас очень важно повысить качество продукции,
так как на внешних рынках достаточно сильная конкуренция. В частности,
с этим нам пришлось столкнуться в России, где хорошо развито автобусное
производство и мощные бизнес-структуры.
Кроме повышения качества, наши усилия были направлены
на «узаконивание» продукции на экспортных рынках. Сегодня уже закончена
сертификация автобусов в России – на Дмитровском полигоне под Москвой.
Причем сертификация была проведена, что называется, по полному циклу –
вплоть до переворачивания машины с целью испытать кузов на прочность.
И результаты этих испытаний у нас оказались выше, чем у других представленных
в данном классе моделей.
Все это позволяет надеяться, что наша продукция достаточно быстро завоюет
ряд названных выше рынков. В 2005 году планируем отправить на экспорт
до 50% выпущенных автобусов. Это сложная задача, но мы с ней обязательно
справимся.