X

В погоне за Volkswagen: битва за второе место в Европе

Volkswagen Group продолжает доминировать на европейском автомобильном рынке с рекордной долей в 27% в июле 2014 года, благодаря росту продаж брендов Skoda и Seat, и в меньших масштабах Porsche.

Ключевой бренд, собственно VW, тем временем, сумел отвоевать у конкурентов большую долю рынка, заняв четкую позицию лидера продаж в Европе. За последнее десятилетие европейский рынок легковых автомобилей упал с рекордно высокого уровня чуть более 16 млн. единиц в 2004 году до рекордно низкого уровня в 12,27 млн. в 2013 году. За это время объем продаж бренда VW пострадал не так сильно: в 2013 году было продано всего на 9000 автомобилей меньше, чем в 2004 году. В результате доля бренда VW выросла с 9,59% в 2004 году до рекордных 12,57% в 2013 году. Это значит, что VW стал безусловным лидером рынка в Европе, оставив своих трех ближайших конкурентов Ford, Opel (здесь и далее имеется в виду Opel+Vauxhall) и Renault бороться за второе место.

В отличие от сегодняшнего расклада сил, с 1997 до 2001 года VW уже был игроком №1 в Европе, но тогда разрыв с ближайшим конкурентом не превышал 0,5%. Тогда Ford, Opel и Renault  поставили кратко- и среднесрочные цели достигнуть и удерживать второе место в европейском хит-параде брендов, полностью осознавая, что это лучшее, на что они могут надеяться. Ведь VW слишком силен для того, чтобы к нему хотя бы приблизиться, с его высокорентабельным доминирующим положением в Китае. Там VW Group зарабатывает настолько много, что смог дать европейским покупателям огромные скидки. Эта стратегия подверглась критике со стороны генерального директора Fiat-Chrysler Серджио Маркионне, который обозвал ее «кровавой бойней», разрушающей европейский рынок.

Ford занимает второе место в Европе с 2008 года, уступив его ненадолго в 2010 году. Opel в устойчивом падении с 1997 по 2013 гг. потерял почти половину своей доли рынка. Renault столкнулся с резким снижением продаж в период между 2004 и 2007 гг, скатившись на последнее место среди рассматриваемых игроков. С 2008 по 2011 год французы вроде переломили тенденцию падения, а в 2010 году даже вырвались на второе место, но в 2012 году снова провалились.

Возвращение Renault
Тем не менее, Renault по сравнению с конкурентами сейчас имеет самые большие шансы на второе место. За исключением компактного Clio, небольшого кроссовера Captur и совсем свежей микролитражки Twingo, у французов сейчас одна из самых устаревших линеек моделей. Ее обновление в ближайшие годы может помочь Renault восстановить часть потерянной доли рынка.

Дизайн нового большого MPV Espace, который дебютировал на Парижском автосалоне в октябре, стал шагом в сторону от традиционной внешности минивэнов. Внешне он больше похож на на кроссовер, так как сегмент MPV быстро сокращается. Но гораздо больше шансов на прорыв французам даст замена устаревших бестселлеров Megane и Scenic, которые должны появиться к концу 2015 или в начале 2016 года. Renault также планирует замену плохо продающегося среднеразмерного внедорожника Koleos. Теперь это будет не маргинальный Samsung, а перелицованный и очень успешный Nissan Qashqai, который поможет французам лучше конкурировать с VW Tiguan, Ford Kuga и Opel Antara. Если эта модель повторит хотя бы половину 200,000 годовых продаж Qashqai, это продвинет бренд Renault выше Opel почти к показателям Ford.

Также ожидается замена среднеразмерной Laguna. Второе ее поколение имело огромный успех в 2001-2002 годах, достигнув уровня продаж почти в 250.000 единиц ежегодно, пока проблемы с надежностью электроники и турбокомпрессоров полностью не уничтожили репутацию модели. Третье поколение Laguna уже почти не имело проблем с надежностью, но ее репутация и переход в премиальный сегмент позволили Renault продать менее 18,000 экземпляров Laguna в 2013 году, что меньше даже не очень успешного VW CC – премиальной версии Passat формата четырехдверного купе.

Ford выпал из фокуса
Обновленный бестселлер среднего размера Mondeo, который видел продажи свыше 300,000 в конце 1990-х, но скатился до 50,000 в прошлом году, должен взорвать европейский рынок уже в декабре. Из-за переноса производства Mondeo из Бельгии в Испанию, его обновление (как и больших минивэнов Galaxy и S-Max) состоится позже, чем первоначально планировалось. В США эта модель под именем Ford Fusion продается с 2012 года, а в Китае с прошлого года. Если вкусы европейских покупателей в плане дизайна как одного из ключевых критериев выбора среднеразмерного автомобиля сохранились, то Ford сможет продавать как минимум 100.000 Mondeo в год.

Основные модели Ford – малолитражка Fiesta и компантный Focus – только что получили их плановое обновление; среднеразмерный внедорожник Kuga по-прежнему достаточно свеж, а среднеразмерный MPV C-Max обновят в начале следующего года. Продажи двухлетнего компактного MPV B-Max замедляются, а микролитражка Ka будет снята с производства после окончания  жизненного цикла модели. Конечно, Ford может принять решение импортировать выпускаемую для южноамериканского рынка малобюджетную Ka из Бразилии, хотя такую стратегию еще предстоит доказать. Ведь VW попробовал сделать то же самое с плохо продающейся в результате микролитражкой Fox, которая не смогла достичь уровня продаж его предшественника Lupo, не говоря уже о текущем Up!. Кроме того, предварительные показатели продаж недавно представленного компактного кроссовера Ecosport, который также разрабатывался в первую очередь для развивающихся рынков, показывают, что европейские потребители имеют более высокие стандарты, когда дело доходит до дизайна и изысканности автомобиля.

Что еще может быть одним из слабых мест Ford? Бренд делает еще только первые шаги в одном из самых горячих сегментов Европы. Компактные кроссоверы Opel Mokka и особенно Renault Captur уже пользуются огромным успехом, в то время как Ecosport, как уже упоминалось, до сих пор продают на уровне менее 10% от объема этого сегмента. VW пока даже не игрок в этом сегменте, так как базирующийся на платформе Up! Компактный внедорожник VW Taigun, появится только в 2016 году. Новые игроки других марок появляются в этом сегменте каждые несколько месяцев, и каждый из них, похоже, предлагают лучшее соотношение цены и качества, чем небольшой кроссовер Ford.

Opel не сдается
Европейское подразделение General Motors, по-прежнему, страдает от нехватки инвестиций в новые продукты и технологии из-за банкротства GM. Бренды сейчас сталкиваются с замораживанием новых продуктов и играют в догонялки с конкурентами в экономичности автомобилей, одном из наиболее важных факторов в Европе при покупке автомобиля в наши дни с учетом государственных стимулов экономии ресурсов. Уход из Европы гроссмейстера бюджетного сегмента бренда Chevrolet не повернуло очередь покупателей в салоны Opel, как надеялись в General Motors. Возможно, предстоящая в следующем году модель Opel Karl, которая заменит микролитражку Agila как модель начального уровня бренда, сможет помочь сохранить некоторых покупателей Chevrolet Spark и Aveo.

Продажи компактной Astra катастрофически упали почти в два раза после успеха модели в 2007 году, когда она превзошла VW Golf (в 2014 году продажи Golf почти в три раза выше, чем Astra), но замена ей не грозит еще пару лет. До тех пор компактный кроссовер Mokka будет помогать наверстать упущенные объемы продаж. Устаревшая малолитражка Corsa будет обновлена к концу этого года. Opel утверждают, что это абсолютно новое поколение модели, но ей будет трудно идти в ногу с Ford Fiesta, Renault Clio и VW Polo, построенными уже на новых платформах. Из-за банкротства в GM решили сэкономить на фундаментальных разработках и пропустить очередное обновление платформы, сфокусировавшись на микролитражке Adam. Эта ставка оказалась успешной, Adam бьет все плановые показатели, хотя объемы его продаж несопоставимы с объемами продаж Corsa или даже Renault Twingo, если на то пошло.

Другие модели – среднеразмерная Insignia, компактный MPV Meriva и среднеразмерный MPV Zafira и кабриолет Cascada – все были обновлены за последние два года. Поэтому весьма вероятно, что в Европе Renault в ближайшие пару лет обгонит General Motors по доле рынка.

VW сохраняет свою корону
VW продолжает демонстрировать высокие показатели продаж в основных сегментах Европы: обновлены Passat, среднеразмерный MPV Touran и среднеразмерный кроссовер Tiguan, в горячих сегментах ожидаются компактный кроссовер Taigun и электрические e-Up! И e-Golf. Бренд не собирается уступать свою долю на европейском авторынке ниже уровня 12%. Три основных соперника продолжают сражаться за второе место, но я считаю, что Renault имеет больше шансов стать вторым и, возможно, достичь 10% доли рынка впервые с 2004 года, в то время как Ford и Opel могут немного утратить свои доли, но будут бороться за их удержание, а также за место №2 в Европе.