X

В Украине опять все заговорили о динамике цен на топливо

Оптимистический прогноз по поводу значительного снижения цен на топливо на украинских АЗС может все-таки не оправдаться.

Для подобного предположения есть целый ряд причин. Во-первых, это наметившиеся тенденции к подорожанию нефти. Во-вторых, вот-вот заработает введенный в конце мая в силу Закон о плавающем акцизе на нефтепродукты. В-третьих, нужно помнить об активности Минэкономики в вопросах борьбы с засильем на отечественном рынке импортной продукции.

Если рост мировых цен на нефть продолжится – чему способствует целый ряд факторов, среди которых в качестве основных специалисты называют и планы европейских чиновников по спасению испанских банков, и обнародованная информация о сокращении запасов нефти в США, и активность  трейдеров, которые, пользуясь низкой ценой, приступили к активным закупкам. При этом до тех пор, пока стоимость за баррель нефти не поднимется до отметки в $105 (по состоянию на 6 июня баррель нефти на лондонской InterContinental Exchange продавался за $100,64), свой вклад в рост цен на АЗС будет вносить еще и закон № 4677-VI «О внесении изменений подразделы 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины о корректировке ставок акцизного налога».

Напомним, что так называемый Закон о плавающем акцизе предусматривает применение некой корректирующей суммы в тех случаях, если средняя стоимость нефти Brent (DTD) на бирже ICE (Лондон) за предыдущую декаду была вне диапазона $105-125. При выходе за пределы диапазона в сторону снижения, корректирующая сумма, рассчитанная как разница между «нижней планкой» в $105 и средней ценой нефти за минувшую декаду (с учетом кросс-курса евро-доллар и в пересчете с баррелей на тонны), будет прибавляться к действующему базовому акцизу (сейчас для бензина – это 198 евро за тонну). В случае выхода из диапазона в сторону увеличения, разница между биржевой ценой и «верхней планкой» в $125 будет вычитаться из действующего акциза.

Закон о плавающем акцизе вступил в силу 27 мая – десять дней назад, а это значит, что пора применять корректирующую сумму. За минувшую декаду средняя стоимость нефти была порядка $101, то есть корректирующая сумма должна составить примерно 24 евро за тонну, а значит новый акциз на бензин, например, должен подняться до уровня в 222 евро за тонну. Как это отразится на ценниках на АЗС — увидим совсем скоро.

Что же до активности Министерства экономического развития и торговли Украины, то, по словам министра Петра Порошенко, в ближайшее время, кроме повышения пошлин на импорт автомобилей, можно ожидать и увеличение пошлин на импортные нефтепродукты, что, как полагают инициаторы вопроса, должно послужить оградительной мерой с целью восстановления украинской нефтепереработки и защиты украинских нефтеперерабатывающих заводов. С одной стороны, оградительные меры могут спровоцировать скачек цен лишь на импортный бензин, но с другой – нет никакой гарантии, что отечественный бензин при этом также не подорожает «за компанию».

Впрочем, не факт, что такие меры все же воплотятся в жизнь. Во всяком случае, есть вероятность, что министры прислушаются к мнению экспертов, которые утверждают, что беды украинских НПЗ связаны  не только с пагубным влиянием импорта. Как пишет oilnews.com.ua, «частные собственники нефтеперерабатывающих предприятий, приобретя их когда-то за небольшие деньги, в течение многих лет инвестировали в них тот минимум средств, который лишь поддерживал рабочее состояние, что теперь обусловило низкую эффективность их работы, а то и полную остановку из-за  нерентабельности или полной технической отсталости…».