X

Ветер перемен

Минский автозавод






Сегодня на Минском автозаводе происходят большие перемены,
предприятие активно развивается. Укрепляются его позиции и на украинском
рынке.

В городе Вишневое под
Киевом 6 ноября был открыт первый в Украине консигнационный склад автомобилей
МАЗ. Он расположен на территории производственного комплекса ЗАО «Украинская
торгово-промышленная корпорация» – компании, которая активно продвигает
у нас в стране продукцию белорусских автомобилестроителей. На церемонию
открытия прибыл генеральный директор РУП «МАЗ» Валентин Гуринович. В ходе
состоявшейся пресс-конференции он подробно рассказал журналистам о проблемах,
которые решаются сегодня на заводе, о перспективах развития в ближайшем
будущем.

Удачный год

Нынешний год для Минского автозавода складывался удачно. По предварительным
данным, рост производства составит около 15-16%. Предприятие приступило
к реализации программы технического переоборудования, в которую на протяжении
5-6 лет будет инвестировано $250-270 млн. Причем финансируется программа
за счет собственных денег, а также привлечения инвестиций.

«Ходят слухи, что «МАЗ» уже перекупила какая-то российская компания,
– заметил Валентин Гуринович. – Но это не так. «МАЗ» – государственное
предприятие. Мы очень осторожно подходим к вопросам акционирования и приватизации.
Правда, не исключено, что в следующем году или через год мы сможем стать
акционерным обществом, но со 100-процентным государственным капиталом.
Мы не хотели бы кому-то отдаваться или продаваться, у нас достаточно своих
средств и инвестиций».

Основная задача «МАЗа» в следующем году – существенно увеличить выпуск
автомобилей. Сегодняшний объем производства – в пределах 17 тысяч в год
– минчан уже не устраивает. Выпуск машин планируется наращивать за счет
увеличения коэффициента сменности. Если сегодня на предприятии работает
24 тыс. человек, то в следующем году это число возрастет до 26-27 тыс.
Это позволит изготовить в 2004 году около 20 тыс. автомобилей.

Новое поколение

Важная задача, стоящая перед заводом, – постепенный переход на производство
нового семейства автомобилей. Уже сегодня с конвейера каждые сутки сходят
4 такие машины.

Новые автомобили отвечают всем требованиям европейских стандартов и
соответствуют как минимум Eвро 2. Но сегодня «МАЗ» производит и машины
на уровне стандартов Eвро 3. Кстати, это пока единственное предприятие
на постсоветском пространстве, которое вышло на такой уровень.

С нового года завод перейдет на производство новой, более современной
передней оси, которая сможет выдерживать нагрузку до 7,5 т.

Актуальнейшая проблема для «МАЗа» – улучшение качества выпускаемых автомобилей.
Важное место здесь занимает работа с поставщиками узлов и деталей, в том
числе украинскими. Валентин Гуринович отметил, что 20 – 25% комплектующих
для минских автомобилей закупаются в Украине. Это продукция шести десятков
предприятий, с которыми у «МАЗа» налажена кооперация: металл, аккумуляторы,
шины, подшипники, топливные насосы и многое другое.

Для больших городов

Сегодня РУП «МАЗ» производит целый ряд автобусов: «низкопольники» и «среднепольники»
с различными типами двигателей. Основные моторы – Mercedes-Benz (около
60%), используются и дизели Deutz. В основном их покупают северяне: в
частности, в Норильске работают более 120 таких машин. Не слишком богатые
потребители предпочитают автобусы с пониженным уровнем пола МАЗ-104, оснащенные
двигателем ЯМЗ, или низкопольные автобусы МАЗ-103 с двигателем Минского
моторного завода. Но на сочлененные городские автобусы ставятся только
моторы Mercedes-Benz. Правда, раньше завод работал и с компанией Renault.
И те первые 5 сочлененных автобусов МАЗ-105, которые уже два года эксплуатируются
в Киеве, оснащены дизелями французской марки. Но сегодня по ряду причин
от этих силовых агрегатов отказались.

В нынешнем году будет выпущено около 600 автобусов МАЗ. В Беларуси из
них останется только 100 – 130 машин. Остальные уйдут на экспорт, в том
числе в Украину. «Вчера (т. е. 5 ноября – ред.) мэр Киева Александр Омельченко
объявил результаты тендера, который проводился в Киеве, – сообщил журналистам
Валентин Гуринович. – «МАЗ» стал одним из участников, который выиграл
этот тендер. Кроме того, будут закупаться автобусы ЛАЗ и троллейбусы как
нашего, так и днепропетровского, и киевского производства. Уже в этом
году в Киев поступит порядка 50, а то и больше низкопольных одиночных
автобусов МАЗ».

Что касается троллейбусов, которые тоже выпускают на «МАЗе», то здесь,
по мнению генерального директора, возможна тесная кооперация. Из Беларуси
можно будет поставлять готовые шасси с кузовами, а всю электрическую часть
вполне по силам производить в Украине.

Стратегия продвижения

Основным рынком «МАЗа», естественно, является Россия. Туда продается
около 70% всей продукции. Примерно 10% поступает в другие страны бывшего
Союза и до 20% – в страны дальнего зарубежья.

В настоящее время на заводе разработана новая, очень серьезная стратегия
продвижения торговой марки. И существенное место в ней занимает развитие
сервиса, хотя не забыты и такие традиционные аспекты, как реализация техники
и продажа запасных частей. Все вместе эти три составляющие и должны обеспечить
успех.

Валентин Гуринович отметил, что открытие первого консигнационного склада
РУП «МАЗ» в Вишневом имеет большое значение для продвижения марки в Украине.
«Очень важно, что здесь, на этом складе представлены «живые» автомобили,
чтобы покупатель мог прийти, их увидеть, потрогать руками – и определиться,
какой выбрать. И не нужно ждать 3 месяца, пока машину доставят по заказу».

Сегодня первое условие для желающих стать дилером «МАЗа» – это наличие
склада запасных частей и станции технического обслуживания. Специалисты
Минского автозавода эти станции принимают, помогают в обучении специалистов.

Некоторые дилеры «МАЗа» в Украине торгуют и другими, конкурирующими
марками автомобилей. «Отношение Минска к этому негативное, – сказал Валентин
Гуринович. – Сегодня мы проводим работу по ревизии нашей дилерской сети,
проверяем соответствие дилеров «МАЗа» нашим требованиям. Ни один западный
производитель не позволит своему дилеру торговать продукцией конкурента».

Сегодня Минский автозавод активно продвигает свою продукцию на рынке
Украины. За нынешний год продажи автомобилей «МАЗ» здесь возросли втрое.
Это свидетельствует о том, что экономика страны находится на подъеме.

Леонид Гоголев
Фото Юрия Нестерова и РУП «МАЗ»