X

«За» и «Против» пошлин на импорт нефтепродуктов

Мнения по поводу ввода пошлин на импорт нефтепродуктов прогнозировано разделились. Есть те, кто «за», и те, кто «против». Причем у каждого имеются свои веские аргументы в пользу выбранной позиции.

«За» выступает в частности компания «ТНК-ВР Коммерс», которая обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с просьбой принять меры, которые бы ограничивали поток импортных нефтепродуктов. По информации «Украинских новостей», министр Минэкономразвития Петр Порошенко получил соответствующее письмо от главного управляющего директора «ТНК-ВР Коммерс» Владимира Жмака. По мнению компании, пошлины – одна из первоочередных мер, способных оказать помощь в восстановлении украинского нефтеперерабатывающего комплекса. Кроме того, «ТНК-ВР Коммерс» поддерживает усиление контроля качества нефтепродуктов, пресечение контрабанды и уклонения от уплаты налогов и других обязательных сборов импортерами, а также выступает против продления Украиной действия стандартов Евро-3 и Евро-2.

А вслед за письмом «ТНК-ВР Коммерс» свою позицию «против» в официальном пресс-релизе озвучил директор «Консалтинговой группы А-95». Сергей Куюн выразил уверенность в том, что введение пошлин не решит существующих проблем украинских НПЗ, а будет иметь лишь негативные последствия.

Как отмечено в документе, отказ от импорта нефтепродуктов в пользу переработки импортной нефти на украинских НПЗ вызовет сворачивание диверсифицированной системы поставок топлива в Украину, сформированной более чем из 10 стран, и вернет к зависимости от одного источника – России. При этом пострадает и платежный баланс страны. Так, для обеспечения потребностей рынка Украины в бензине и дизтопливе в объеме 10 миллионов  тонн в год при импорте готовых нефтепродуктов в ценах 2012 года страна заплатит около $10 миллиардов. А на нефть, необходимую для выпуска аналогичного объема нефтепродуктов, валютных средств понадобится почти на треть больше. Связано это с низкой глубиной переработки на украинских НПЗ, в среднем составляющей 65% против 85% в Европе.

При этом качество произведенных на украинских НПЗ нефтепродуктов будет существенно ниже, чем качество поставляемого топлива с современных НПЗ Беларуси, Литвы, Польши и Румынии. А второй составляющей негативного влияния на потребителя станет повышение стоимости нефтепродуктов, притом как импортного, так и украинского производства.

Впрочем, надо признать, что, какая бы сторона – то ли выступающая «за», то ли выступающая «против» – не взяла верх в этом споре, весь груз будущего решения, все его плюсы и минусы, все равно лягут на плечи рядовых потребителей. А им не привыкать…