X

Закон об утилизации вступил в силу. Когда его отменят?

Придется ли импортерам с 1 сентября 2013 года платить утилизационный сбор за каждый автомобиль? Или до того времени Законы отменят?

Давайте разберемся. О том, что принятые Верховной Радой и подписанные Президентов Законы «Об утилизации…» и «О внесении изменений в налоговый кодекс…» будут переделываться, уже у ни кого не возникает сомнений. Ведь и Всемирная организации торговли (ВТО), и Евросоюз, (в ряды которого наше государство так стремится), жестко отреагировали на их основные нормы. Дело в том, что главный принцип ВТО – обеспечение одинаковой конкуренции для всех субъектов экономики. А утилизационный сбор при некоторых условиях могут не платить одни из субъектов авторынка – производители. С подобными претензиями ВТО уже обратилась к России, где действует аналогичный закон, и местные власти пообещали в ближайшее время переделать эту дискриминационную норму.

Утилизационный сбор: насколько подорожают автомобили?
Утилизационный сбор – причина ухудшения отношений с ЕС

Кроме того, спустя всего пару дней после подписания данных Законов, Президент Украины поручил Кабмину существенно их переделать. Причем с пометкой «срочно». Хотя, по логике вещей, такие вещи делаются с наложением на проект «вето» и отправкой на доработку в парламент. В частности, Кабмину поручено разработать механизм компенсации за сданные в утиль машины (согласно ныне принятым законам люди должны сдавать их бесплатно, а этого делать никто не будет). Кроме того, поручено снять все коэффициенты в зависимости от типа ТС, то есть, по сути, оставить только базовые ставки в 5500 и 11000 грн. Надо также четко указать, куда будут идти средства, уплаченные в качестве экологического сбора (ранее они просто зачислялись на счет Минэкологии). Ну а главное – убрать положения, которые не соответствуют принципам ВТО, то есть, по сути, заставить платить этот сбор не только импортеров, но и местных автопроизводителей. В то же время этот пункт перечеркивает главную задачу Законов об утилизации – сделать более заметными разницу в ценах между иномарками и отечественными машинами. Поэтому если иномарки и украинские авто и уравняют, (платить надо будет за любое авто), то тогда логичнее всего будет уменьшить утилизационный налог, причем очень существенно – например, до нескольких сотен гривен. Учитывая слабый спрос на авторынке, это может вызвать сильнейший кризис автопродаж в течение второго полугодия. А этого допустить не хотят ни импортеры, ни украинские автопроизводители.

Теперь поговорим о сроках. Пока неизвестно, насколько оперативно Кабмин учтет все пожелания главы государства и успеет ли подать проект изменений в принятый закон до конца августа. Но даже если правительство забросит все свои остальные дела и разработает данные правки до 1 сентября, депутаты все равно его не успеют рассмотреть ранее 2 сентября, когда у них начинаются сессионные заседания. Но будем реалистами – у народных избранников может оказаться еще множество дел, оппозиция может заблокировать трибуну и так далее… После принятия Законопроекта – процедура подписи и публикации Закона, которая затягивается не менее чем на месяц. Таким образом, требования Президента могут вступить в силу в лучшем случае через месяц после начала действия действующих Законов. А в худшем – через два-три. А за это время подорожание импортных автомобилей неизбежно. Так готовимся к худшему – и надеемся на лучшее. Но тому, кто хочет обновить свой автопарк, лучше сделать это, не дожидаясь 1 сентября.