X

Закручиваем гайки

Наш сервисный сектор не поспевает за бурным развитием автомобильного рынка Украины. На СТО ощущается тотальная нехватка квалифицированных кадров. Повлияла ли эта ситуация на уровень оплаты специалистов по авторемонту и техобслуживанию?

Наш сервисный сектор не поспевает за бурным развитием автомобильного рынка Украины. На СТО ощущается тотальная нехватка квалифицированных кадров. Повлияла ли эта ситуация на уровень оплаты специалистов по авторемонту и техобслуживанию?

Наш сервисный сектор не поспевает за бурным развитием автомобильного рынка Украины. На СТО ощущается тотальная нехватка квалифицированных кадров. Повлияла ли эта ситуация на уровень оплаты специалистов по авторемонту и техобслуживанию?

По данным официального сайта Министерства экономики, за последние годы в Украине наблюдается непрерывный экономический рост. Только за прошедший год увеличение ВВП составило 7,3%, повышается и заработная плата (на 12,5% в 2007 году). Производство и продажи новых автомобилей в Украине также непрерывно растут. Все это говорит о том, что на автомобильном рынке существует спрос не только на автомобили, но и на персонал, который эти автомобили продает, доставляет, обслуживает.

Даешь персонал!

Если раньше существовала практика принятия на работу «по знакомству», то сегодня рекрутеры и сотрудники отдела персонала автомобильных компаний остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые способны работать эффективно, качественно и быстро. Возникает серьезная проблема, так как в условиях современного бизнеса найти компетентного сотрудника в автомобильной отрасли не так уж просто. Причин несколько: отсутствие государственного заказа на подготовку таких специалистов, снижение уровня образования (высшего) и профессиональной подготовки, отсутствие современных квалификационных стандартов, падение среди молодежи интереса к техническим профессиям и т. д. Одна из основных причин нехватки высококвалифицированных механиков или электриков – относительно невысокие уровни вознаграждения специалистов автомобильного сектора. Но что значит «высокая» и «низкая» зарплата, специалистам управления персоналом автомобильной отрасли сказать без достоверной и «овеществленной» рыночной информации сложно. Обычно они получают информацию о заработной плате специалистов автомобильной отрасли из нескольких источников: открытых данных, публикуемых в прессе или Интернете, официальных статистических данных государственных органов, информации о заработных платах и компенсационных пакетах, которые есть в базах рекрутинговых агентств, а также из результатов различных исследований. Наиболее достоверную и своевременную информацию на рынке труда дают обзоры и анализ кадровых политик и процедур, принятых на рынке. Сейчас в Украине такими исследованиями занимаются несколько компаний: Агентство Анкор, СВ Frontier Data Service, Ernst&Young, HayGroup.

Один из наиболее распространенных вариантов увеличения доходов автомеханика – открытие собственного бизнеса (небольшого «гаражного» СТО).
Должность менеджера или специалиста по продажам обычно оплачивается выше, чем техническая, да и работа не такая «пыльная».
Интеллектуальный труд умелых руководителей «стоит» дороже всего.
Операции даже с самым современным станком не обходятся без физического труда.

Пойти в механики?

По данным специализированного обзора компании Ernst&Young, на рынке сервисного обслуживания автомобилей в целом по Украине ежемесячная зарплата (среднее арифметическое из данных на 1 декабря 2007 года) колеблется от 452 до 1892 долларов. С учетом динамики автомобильного рынка и инфляционных процессов в государстве такие сведения кажутся несколько заниженными. Но по последним показателям февральского общеотраслевого обзора изменений заработных плат с 1 февраля по 31 июля 2008 на рынке ожидается рост на уровне 14–15%.

В настоящее время недостаточно высокие уровни оплаты технического персонала вызывают дефицит квалифицированной рабочей силы в этом сегменте рынка. С другой стороны, повышение заработных плат работникам СТО могут «переложить» на плечи потребителей их услуг, простых автомобилистов – получается замкнутый круг.

Остается надеяться, что с развитием автомобильного рынка будет увеличиваться не только количество проданных машин, но и число высококвалифицированных специалистов, которые эти авто обслуживают, а также уровень их зарплат.

Дебютный обзор

Мойщики традиционно замыкают рейтинг заработных плат работников СТО.
 

В январе 2008 года компания Ernst&Young провела первый специализированный обзор заработных плат и компенсаций для автомобильного сектора. Участниками исследования в этом году стали 14 автомобильных компаний: АВТ Бавария, Автомобильный Дом «Украина», Атолл Холдинг, Виннер Импортс Украина, Вольво Украина, Ивеко Украина, Корпорация «Богдан», Корпорация АИС, Ниссан Мотор Украина, Скания Украина, Сумитек Украина, Торговый дом «НИКО» и Трейд Лайн (АТЛ). В исследовании представлена информация по 100 должностям в Киеве, регионам Украины и Украине в целом, в частности, блок техобслуживания транспортных средств (СТО и сервисные центры).

 Средние заработные платы работников СТО в Украине
Название должности
Заработная плата*, $
Менеджер
1,348
Главный механик
783
Менеджер склада (запчасти)
760
Специалист по продаже запасных частей
740
Старший механик
703
Регистратор
576
Механик
580
Электрик
514
Мойщик
452

 Средние заработные платы работников ПТО** СТО в Украине
Название должности
Заработная плата*, $
Технический директор / Главный инженер
1,892
Инструктор по производственному обучению
1,071
Мастер смены
1,032
Старший механик / инженер по ремонту оборудования
1,103
Механик / инженер по ремонту оборудования
705
Слесарь по ремонту автомобилей (5 разряд)
498
* Ежемесячная заработная плата (до налогообложения), включая надбавки и гарантированные премии, в долл. США (по курсу 5,05 грн. за 1 доллар США).
** ПТО – производственно-технический отдел.
Данные Ernst&Young

Роман Базай
Фото из архива редакции