X

7 футов под картером

Автомобиль – не судно, но слишком уж настойчиво в последнее время нас пугают предстоящим разгулом водной стихии. Что делать, если очень нужно преодолеть лужу, размеры и глубина которой внушают уважение?

Автомобиль – не судно, но слишком уж настойчиво в последнее время нас пугают предстоящим разгулом водной стихии. Что делать, если очень нужно преодолеть лужу, размеры и глубина которой внушают уважение?

В апреле в стране ожидается серьезный паводок. Насколько реальны прогнозы – покажет время, но лучше быть готовым к тому, что однажды дорогу к дому перекроет вода. Конечно, всегда лучше избежать «купания» и поберечь автомобиль от возможных последствий, но бывает ведь и так, что выхода просто нет.

Умный в лужу не пойдет?

Убедившись, что более безопасного пути нет, стоит проверить, может ли быть проезжим затопленный участок дороги. Понаблюдав, как преодолевают «водоем» попутные и встречные внедорожники и грузовики, определяем его приблизительную глубину и самый выгодный «фарватер» – места, где наиболее мелко и отсутствуют скрытые ямы. Вычислить глубину помогут бордюры, стены домов, фонарные столбы – если сравнить затопленные и незатопленные. Считается, что безопасная глубина «брода» для большинства легковушек при правильном вож­дении – 20–25 см, приблизительно по нижнюю кромку дверей. Для внедорожников она составляет 50–70 см. Если глубина больше, есть риск в той или иной степени повредить автомобиль – вплоть до капремонта двигателя.

У многих современных иномарок воздухозаборник расположен достаточно низко – на уровне 40–50 см. И есть опасность, что мотор, «хлебнув» воды, получит гидроудар – разрушение деталей цилиндро-поршневой группы. Таким автомобилям в случае форсирования глубокой лужи может помочь демонтаж резинового патрубка с впускного коллектора: не страшно, если двигатель несколько минут будет питаться воздухом в обход воздушного фильтра.

Самая серьезная опасность для автомобиля – гидроудар. Кстати, многие страховые компании не считают эту неприятность страховым случаем.

Малый вперед!

Забудьте о движении по глубокой воде на скорости более 10 км/ч. Поднимаемая бампером волна может залить жизненно важные узлы автомобиля – в первую очередь, расположенные под капотом. Стоит опасаться и волны, поднимаемой другими автомобилями: лучше подождать, пока они проедут опасное для вас место.

Еще на «суше» следует включить первую передачу и поддерживать обороты двигателя не ниже 2500 об/мин, не снижая их и избегая переключений и замедлений.

При штурме водной преграды важно не терять присутствия духа. Даже если волна кратковременно зальет фары, капот, не нужно резко сбрасывать скорость. Ведь уровень воды под капотом, как правило, ниже, чем снаружи, поскольку подкапотное пространство прикрыто бампером, радиатором и его облицовкой. А вот резкое снижение скорости может привести к тому, что поднятая машиной волна попадет в подкапотное пространство и зальет двигатель. Кроме того, из-за волны, догнавшей машину при замедлении, выхлопные газы не смогут выталкивать воду, и она зальет глушитель. Впрочем, если вы видите на капоте не одиночную волну, а нарастающий устойчивый вал – это повод подумать об остановке, не снижая, однако, оборотов двигателя до холостых.

Клубы пара из-под днища и моторного отсека – не повод для паники. Причина – горячая выхлопная система.

Встречный транспорт «на фарватере» представляет опасность – его волна может захлестнуть вашу машину.

  

Так ехать нежелательно: даже в неглубокой луже поднятая волна и брызги могут залить систему зажигания.

Обсыхаем

После серьезного купания стоит уделить некоторое время проверке автомобиля. Важно убедиться, что масло в двигателе, КП и ведущем мосту (мостах) из-за попадания воды не превратилось в белую эмульсию. Если это произошло, смазку придется заменить.

Нужно внимательно осмотреть приборы зажигания (особенно высоковольтную часть), блоки электроники, разъемы проводки и расположенные под капотом блоки предохранителей. Влага, попавшая в эти детали, может причинить вред не сразу, а позднее, вызвав окисление, коррозию, пробой изоляции при определенных условиях и т. п. Поэтому все капли воды нужно удалить. Из труднодоступных мест влагу можно удалить аэрозольной проникающей смазкой, бумажными салфетками или выдуть шинным насосом.

Суши весла

Когда автомобиль заглох посреди лужи, не стоит сразу же пробовать запустить двигатель. Если причиной стало попадание воды в мотор, попытка повторного запуска может усугубить последствия гидроудара. Поэтому лучше сначала установить причину остановки двигателя – к примеру, поискать следы влаги на приборах зажигания, электронных блоках, в воздушных каналах системы впуска. Иногда для этого лучше вытолкать машину на сушу или вытащить ее буксиром. Присутствие воды во впускном тракте должно стать сигналом к более серьезному исследованию при участии специалистов. И лишь убедившись, что причина остановки – не гидроудар, можно пробовать заводить мотор снова.

Наличие воды в фильтре и воздухопроводах – признак возможного гидроудара.

Подготовил Игорь Широкун
Фото Укринформ, Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка