X

Аварии могло не быть

Чтобы избежать ДТП, иногда нужно и уступить.

Чтобы избежать ДТП, иногда нужно и уступить.

За несколько мгновений до аварии водители обычно твердо убеждены в полной безопасности дорожной ситуации. Так почему же происходят ДТП, и можно ли их избежать?

Никто не хотел уступать

На Т-образном перекрестке зеленого сигнала светофора ожидают два встречных автомобиля. Один из них намерен повернуть налево, второй едет прямо. С включением желтого сигнала оба начинают движение. Торопясь повернуть, водитель первой машины резко ускоряется, но точно также поступает и его коллега во встречном ряду. Результат – столкновение посреди перекрестка.

Причины: В данной ситуации виновны оба водителя, нарушивших п. 8.7.3 «г» ПДД (желтый сигнал запрещает движение). Попытка сэкономить секунды в подобных ситуациях почти всегда приводит к авариям и способствует возникновению заторов, надолго парализующих движение в обе стороны. Если бы участники конфликта начали движение на зеленый свет, результат был бы точно таким же, только виновным признали бы водителя, поворачивающего налево, так как он нарушил п. 16.6, требующий пропустить автомобили, движущиеся во встречном направлении прямо.

Совет: Никогда не начинайте движение на желтый свет. Если по тем или иным причинам вам дорога каждая секунда, миганием дальним светом фар попросите встречных водителей пропустить вас. И только получив подтверждение (короткий сигнал дальним) от автомобилей, движущихся по обеим полосам, можете выезжать на перекресток. Если вы стоите в очереди вторым, не выезжайте на встречную полосу вслед за лидером, даже если его пропустили. На вас не рассчитывали, пропускали одного, поэтому вы можете столкнуться с начавшими движение машинами и стать виновником ДТП.

Остерегайтесь длинномеров!

На перекрестке, где поворот налево разрешен из второго и третьего рядов, в ожидании зеленого сигнала в третьем ряду остановился легковой автомобиль, а во втором – грузовик с прицепом. С включением разрешающего сигнала машины начали поворот, но водитель легковушки задержался, и грузовик, вырвавшись вперед, задел ее колесом прицепа.

Причины: В данной ситуации водитель грузовика нарушил требования п. 10.1 ПДД. Он не учел, что прицеп смещается к центру поворота и может задеть автомобиль, поворачивающий налево из третьего ряда.

Совет: Водители грузовых автомобилей с прицепами (полуприцепами) должны начинать поворот, только проехав определенное расстояние по прямой, чтобы прицеп вписался в свою полосу движения. Водителям, которые в похожей ситуации следуют параллельным курсом, лучше опередить или пропустить грузовик. В любом случае необходимо помнить, что при совершении крутых поворотов в зеркало заднего вида водителям длинномерных грузовиков виден в основном только борт своего прицепа, поэтому они могут не заметить легковой автомобиль.

Смотрите на знаки!

Подъезжая к железнодорожному путепроводу, водитель грузовика с контейнером на полуприцепе не обратил внимания на знак, ограничивающий высоту транспортных средств. Так как автомобиль двигался с достаточно большой скоростью, от удара о балку путепровода контейнер сорвался с полуприцепа и упал на капот едущему сзади легковому авто. Завершил аварию водитель второй легковушки, въехавший в багажник и так уже пострадавшей машины.

Причины: Виновником аварии является водитель грузовика, не выполнивший требования знака 3.18, запрещающего движение транспортных средств, высота которых превышает 3,5 м. Водителей же легковых автомобилей можно обвинить в нарушении п. 13.1 ПДД (соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал).

Совет: Водителям грузовых автомобилей необходимо точно знать их габаритные размеры и неукоснительно соблюдать требования дорожных знаков. Кроме повреждения своего и других автомобилей, при попытке проехать под мостами, эстакадами и другими сооружениями с ограничениями по высоте не исключено повреждение и самих сооружений. Такие аварии могут повлечь за собой очень тяжелые последствия с многочисленными человеческими жертвами. И в любом случае необходимо соблюдать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Двигаясь за грузовиком, въезжающим на участок ограниченных габаритов, будьте готовы к его внезапному торможению, падению груза и т. п.

Поехал – не значит уехал

На второстепенной дороге в ожидании возможности вклиниться в поток транспортных средств стоят несколько автомобилей. Первый трогается с места, но затем водитель решает, что свободный промежуток между движущимися машинами слишком мал, и притормаживает. Водитель следующего авто тоже начинает движение и, будучи твердо уверенным, что первая машина уехала, все внимание обращает на обстановку слева и въезжает в багажник остановившейся легковушки.

Причины: Обвинить водителя первой машины не в чем: он принял решение остановиться, исходя из особенностей своего автомобиля или по другим причинам (может, из-за малого опыта вождения). Но водитель второго авто нарушил п. 10.1 ПДД, не убедившись в безопасности начала движения. Его можно обвинить и в нарушении п. 13.1, так как он не соблюдал безопасную дистанцию, и п. 2.3 «б», так как не был внимательным, не следил за дорожной обстановкой.

Совет: Если перед въездом на главную дорогу вы не первый, перед началом движения убедитесь, что стоявший впереди автомобиль не только тронулся с места, но и уехал. Отвлекаясь на изучение обстановки слева, которая может несколько раз измениться, пока подойдет ваша очередь начать движение, вы рискуете столкнуться с впереди идущим авто. А виноват в такой ситуации всегда тот, кто сзади.

Соблюдайте рядность!

На перекрестке в левом ряду стоит грузовик с включенным левым поворотом. Невзирая на знак 5.16 (направление движения по полосам), который предусматривает движение из левого ряда только налево, а из второго – прямо, водитель легкового авто во втором ряду тоже собирается повернуть налево. Справа его объезжает машина, водитель которой также начинает левый поворот. Так как водитель грузовика не видит легковушку, находящуюся в мертвой зоне, с включением разрешающего сигнала начинает движение. В результате столкновения с первой машиной тяжелый грузовик прижимает ее ко второй.

Причины: Водители легковых автомобилей нарушили п. 10.4 ПДД, предписывающий перед поворотом занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, и требования знака 5.16. Кроме этого, в соответствии с п. 12.3 они должны были принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки, так как начало движения грузовика на разрешающий сигнал светофора, и то, что его водитель может не заметить их автомобили, предусмотреть было несложно. Водитель грузовика не видел легковушек, к тому же в соответствии с п. 1.4 ПДД он вправе рассчитывать на то, что другие участники движения соблюдают правила.

Совет: Создавая при повороте налево второй ряд, вы всегда рискуете попасть в аварию: можно столкнуться с теми, кто едет в крайнем ряду (они имеют право и не пропустить вас!); в вашу машину сзади может въехать невнимательный водитель, не ожидающий, что вы на зеленый сигнал не поедете прямо, а попытаетесь вклиниться в соседний ряд. Кроме всего прочего, такие аварии становятся причиной огромных заторов, доставляя неудобства большому количеству людей. Часто быстрее и безопаснее бывает объехать квартал, поворачивая только направо. В случае если на перекрестке разрешен поворот налево из нескольких рядов, не меняйте полосу до завершения поворота, так как это может стать причиной столкновения.

 Требования Правил дорожного движения, использованных при разборе ДТП:

П. 1.4. Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники соблюдают настоящие Правила.

П. 1.10. Требования Правил дорожного движения, использованных при разборе ДТП:Безопасная дистанция – расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра.

П. 2.3. Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, контролировать правильность размещения и крепления груза, техническое состояние транспортного средства и не отвлекаться от управления им в дороге.

П. 10.1. Перед началом движения, перестроением и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасным и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.

П. 10.4. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении, кроме случаев, когда осуществляется поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, направление движения определено дорожными знаками либо дорожной разметкой или движение возможно лишь в одном направлении, установленном конфигурацией проезжей части, дорожными знаками либо разметкой.

П. 12.3. В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия.

П. 16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении или поворачивающим направо. Этим же правилом должны руководствоваться и водители трамваев.

Александр Ландарь