X

Автоматические КПП: какие они бывают

Продолжение. Начало читайте в №14. Клиноременной вариатор, SMT, Sensonic. Что покупать?

Продолжение. Начало читайте в №14. Клиноременной вариатор, SMT, Sensonic. Что покупать?

Продолжение. Начало читайте в №14

Клиноременной вариатор

В прошлом номере мы рассказали о достоинствах и недостатках автоматических гидромеханических коробок переключения передач (ГМП). Напомним, основной их недостаток – относительно высокая стоимость и низкий КПД. Это заставило разработчиков трансмиссий современных автомобилей вспомнить подзабытые фрикционные передачи, основу которых и составляет клиноременной вариатор.

Первыми вариатор с ремнями применили в серийных моделях голландские конструкторы фирмы DAF еще в 1958 году (хотя корни идеи бесступенчатого изменения передаточного отношения уходят в глубокое прошлое, чуть ли не до времен самого Леонардо да Винчи). Совершенствование материалов самого слабого звена – ремней, а именно замена резины на ремни, изготовленные из металлических элементов, позволило голландцам создать устройство с большим сроком службы.

Поэтому с 1984 года вариатор можно встретить на европейских моделях FIAT Uno, FIAT Punto, Ford Fiesta. С 1987 года с вариатором выпускаются также Subaru Justy, позднее появились Honda Civic и Nissan Micra. Однако наиболее часто у нас вариатор ассоциируется с автомобилями Volvo 3-й серии, у которых DAF-овская автоматическая коробка с вариатором применялась «поголовно».

О клиноременном вариаторе смело можно сказать – «простой, как угол дома»: конструкция состоит из соединенных ремнем двух шкивов. Изменение передаточного отношения осуществляется центробежными регуляторами и вакуумной системой, «питаемой» разрежением во впускном коллекторе двигателя. Сдвигаясь и раздвигаясь, половинки шкивов меняют радиус обкатываемой ремнем окружности.

О простоте управления не стоит и говорить: сел и поехал. Даже количество положений контроллера сведено к минимуму: Р – паркинг, N – нейтраль, D – драйв (вперед) и R – реверс (назад). Запутаться очень сложно. Правда, новичка вариатор озадачивает своим поведением. Представьте: вы жмете на газ, машина ускоряется, а обороты двигателя остаются неизменными (правда, к хорошему привыкаешь быстро). А вот удерживать машину тормозом при кратковременных остановках, как это делают в автомобилях с ГМП, не надо, она не тронется, пока не нажмешь на «газ».

Очевидные плюсы и простота конструкции вскружили в свое время голову многим разработчикам небольших автомобилей. Какие же преимущества автоматической бесступенчатой коробки передач с вариатором по сравнению с гидромеханической:

более высокий КПД и, соответственно – экономия топлива; меньше металлоемкость, масса и размеры, что приводит к снижению ее себестоимости в производстве и, опять же, экономии топлива;
простота конструкции, меньше затрат на изготовление и ремонт;
плавное бесступенчатое «переключение» без рывков;
легкость управления;
значительно меньший уровень шума при работе.

Правда, эта замечательная идея более плавной передачи крутящего момента во всех диапазонах оборотов двигателя, опередившая свое время, разбилась об отсутствие развитого автосервиса. Сегодня и европейские, и японские автопроизводители используют ее, но не широко. Но уже в скором будущем, вполне возможно, выбор будет сделан в пользу неоспоримых преимуществ вариатора перед ГМП, конструкция которого проще и обеспечивает плавное, бесступенчатое изменение передаточного числа.

Что же касается основного недостатка – небольшого срока службы ремня, так его надо менять не чаще, чем ремень ГРМ. А собственно моторесурс современных «автоматов» намного превышает моторесурс двигателей, с которыми они работают.

SMT

В основе ее конструкции – механическая шестиступенчатая коробка передач, работой которой управляют электронные «мозги». Это дало возможность получить два различных режима езды: «Е» (экономичный) – режим автоматической трансмиссии, и «S» (спортивный) – режим самостоятельного выбора передач, причем в последнем случае электроника сама исправляет ошибки водителя в управлении коробкой. «Перекрутить» мотор, как и сорвать в проворот ведущие колеса, невозможно. Необязательно даже следить за тем, чтобы автомобиль не скатился во время остановок, так как система сама поддерживает режим парковки. При всей сложности SMT управлять ею может даже ребенок. Перевел контроллер в режим «Е»

и получил алгоритм работы автоматической трансмиссии, перевел на «S» можешь наслаждаться динамичной ездой, выбирая передачи по своему вкусу: слегка качнул рычаг на себя – включится высшая передача, толкнул
от себя – низшая.

«Минус» SMT лишь в цене, поэтому вряд ли стоит ожидать ее скорого поистине «народного» распространения.

Sensonic

Sensonic – это не автоматическая коробка, а автоматическое сцепление, но поскольку это устройство выполняет схожую задачу – облегчить жизнь находящимся за рулем – мы решили, что упомянуть о нем будет уместно.

«Ну почему у меня не «автомат?!» – ноет про себя водитель, мыкающийся в очередной пробке, бесконечно манипулируя передачами, выжимая и отпуская сцепление. Специалисты SAAB нашли подход к автоматизации управления автомобилем: система Sensonic взяла на себя рутинную работу управления сцеплением. Сама коробка изменений не претерпела, оставшись механической. Но эффект! Водитель, не трогая педали (ведь педали сцепления попросту нет), включает первую передачу, нажимает на «газ», и автомобиль поехал. Какая бы в дальнейшем передача не использовалась, Sensonic вовремя выжмет сцепление и мягко его включит. Сбросил «газ» – получил торможение двигателем, вплоть до полной остановки.

Даже при очень резких переключениях не бойтесь хрустнуть коробкой, как при недовыжатом сцеплении, у вас это все равно не получится: электроника. Как, впрочем, не получится и «боевого» старта с визгом резины – алгоритм настроен на комфортную езду.

Sensonic по уровню комфорта приближается к «автомату», особенно в пробках, полностью сохраняя власть человека над тяговой силой двигателя, считают специалисты фирмы. Основным же недостатком является то, что системой комплектуются только SAABы и только «навороченных» версий.

Что покупать?

Вы поклонник спортивного стиля езды? Значит, автомобиль для вас не столько средство передвижения, сколько самоутверждения. Само слово «автомат» для вас звучит ругательно. Это серьезная болезнь, которая не подлежит лечению.

Солидным джентльменам, изредка позволяющим себе поноситься с ветерком или уйти первым с перекрестка, баварцы придумали SMT. Надеюсь, вас не смущает, что это удовольствие стоит немалых денег?

Нервным и властным людям можно рекомендовать Sensonic. Она выполняет роль услужливого швейцара. «Взять всю мощь от двигателя? Пожалуйста». «Не мешать хозяину в «пробке»? Ради Бога». «Хотите покомандовать? Нет проблем».

Всем остальным, безусловному большинству автомобильного населения лучше выбирать обычную автоматическую коробку. Служит она значительно дольше двигателя, а «убить» ее может только полный идиот. Судите сами. В механической коробке время от времени летят подшипники, синхронизаторы, шестерни. Кроме того, нередко горит диск сцепления. Не забывайте, что и само сцепление тоже может «грохнуться». Подсчитали? В «автомате» же подшипники и фринзионы могут выйти из строя сами по себе только теоретически. Это происходит, если в коробке нет масла.

Что дальше?

Автоматизация управления трансмиссией пока воспринимается нами как ненадежная и дорогая прихоть. Не хватает специализированных станций обслуживания, квалифицированного персонала, специальных сортов масла. А вот «за бугром» давно и всерьез задумываются над полной автоматизацией управления автомобилем. Рано или поздно это принесет приятные полезные плоды: повысится скорость и безопасность движения, транспорт будет строго следовать по заданному маршруту, соблюдая интервал и дистанцию. Использование навигационных систем, интеллектуальных локаторов и фотоэлементов позволит вообще, может быть, отказаться от человека-водителя!

Так что автоматизация управления трансмиссией – это только маленький шаг к светлому будущему. А вы говорите «автомат» – это сложно.

Продолжение в следующем номере