X

Автоматические КПП: какие они бывают

Сначала немного впечатляющей статистики. В большом городе водитель легкового автомобиля каждые 100 км пути 700 раз (!) нажимает педаль сцепления и 600 раз (!) переключает передачи. В среднем - одно переключение каждые 30 секунд!

Сначала немного впечатляющей статистики. В большом городе водитель легкового автомобиля каждые 100 км пути 700 раз (!) нажимает педаль сцепления и 600 раз (!) переключает передачи. В среднем – одно переключение каждые 30 секунд!

Сначала немного впечатляющей статистики. В большом городе водитель легкового автомобиля каждые 100 км пути 700 раз (!) нажимает педаль сцепления и 600 раз (!) переключает передачи. В среднем – одно переключение каждые 30 секунд!

От автоматической коробки «наш человек» шарахается, как от прокаженного. По слухам, ремонт «автомата» тянет на $3 тысячи. «Если я возьму легковушку, допустим, за $8 тысяч, – прикидывает покупатель, – и через год у меня полетит коробка, то стоимость техники подскочит до $11-12 тысяч. А обслуживание механической КПП обойдется ровно в десять раз меньше».

Логично? Да. Но совершенно неверно.

Спорить о том, какая коробка передач появилась раньше, так называемая механическая или автоматическая, все равно что выяснять первенство между курицей и яйцом. На заре автомобилизации каждый конструктор старался сделать свой автомобиль как можно проще, а следовательно, дешевле. В угоду дешевизне и простоте многие изначально отказывались от сложной в производстве механической КПП (снабженной в придачу несовершенным сцеплением).

Предшественники «автоматов» кажутся нам сегодня смешными: и обитые кожей конусы, и разновеликие шкивы, и ременные и цепные передачи. Об их долговечности и надежности не стоит и говорить. Вскоре они вымерли, как мамонты.

Так исторически сложился образ современного автомобиля и механическая коробка передач заняла в нем привычное место. Однако над автопроизводителями постоянно довлеют проблемы: народ категорически требует исключить его мозги от различных нетворческих операций по управлению автомобилем. Действительно, не нужно же водителю вручную включать и выключать, допустим, клапаны двигателя или «гонять» воду в системе охлаждения. Все это делается автоматически. Тогда напрашивается вопрос: а нельзя ли освободить и правую руку водителя.

Конструкторы старались, как могли, – появились синхронизированные коробки передач, усилители руля и тормозов, автоматические сцепления.

Но ключевым звеном стало появление в конце 20-х автоматической трансмиссии. Именно она подарила человечеству подлинную независимость, освободив его от механической коробки, как рабов на галерах от оков. Между тем автомобиль уже отпраздновал свое столетие.

Время смелых экспериментов на доверчивых покупателях давно прошло. На серийные машины попадают только надежные и хорошо проверенные конструкции. Наиболее распространенные из них – гидромеханическая трансмиссия и клиноременный вариатор. Это для тех, кто желает «просто нажимать на педаль». А для тех, у кого руки чешутся «подергать за рычаг» предназначены так называемые устройства SMT и Sensonic.

В этом номере «АВТОЦЕНТРА» мы познакомим вас с особенностями наиболее распространенной гидромеханической коробки передач, а в последующих номерах расскажем о других типах «автоматов», а также приведем некоторые советы по управлению автомобилем с автоматической коробкой передач.

В заключение – с помощью специалистов постараемся ответить на все ваши вопросы, связанные с этим сложным, но очень «удобным» устройством. Поэтому, дорогие наши читатели, мы будем рады узнать, какие вопросы вас особенно интересуют и сделаем все возможное, чтобы удовлетворить ваш интерес.

Гидромеханическая коробка передач

Не вдаваясь в серьезное «теоретическое» исследование устройства гидромеханической коробки передач (ГМП), лишь отметим, что основным узлом является гидротрансформатор, передающий крутящий момент двигателя к колесам. Причем не «жестко», как в случае с ручной коробкой, а посредством ведущего и ведомого турбинных колес, соприкасаемых только через специальную жидкость с высокой вязкостью. Гидротрансформатор выполняет функции как сцепления, так и датчика переключения передач. Гидромеханическая коробка передач либо автоматическая трансмиссия с гидромеханической коробкой передач является настолько распространенной, что и говорить о ней как-то даже неудобно. Более 90% легковых «американцев», около 15% «европейцев» и до 30% «азиатов» и прочих автомобилей оборудованы именно ею. Времена беспочвенных слухов о ее ненадежности и недолговечности давно канули в Лету. После того, как еще в конце 60-х шведский гонщик на машине с «гидроавтоматом» выиграл чемпионат мира по ралли и Европа осознала не только удобство, но и надежность конструкции.

Сегодня такие понятия, как автоматическая трансмиссия с гидромеханической коробкой передач и гонки NASCAR (или гонки тяжелых грузовиков) просто неразделимы. Сотни тысяч ГМП работают по всей Европе на городских автобусах. В американской и других армиях на вооружении стоят автомобили в основном с «автоматом». Это удобно (освобождается одна рука), да и не много найдется американцев, умеющих обращаться с механической коробкой. А объяснить, как управлять машиной с «автоматом», можно любому новобранцу: «Садись сюда, сынок! Вот эту ручку (контроллер называется) переведи в положение Д (драйв – поехали, то есть), и теперь, нажимая на правую «клавишу» в полу («газ»), крутим вот эту штуку (руль) в нужном направлении». И все!

Конечно же, есть еще режимы спортивный и экономичный, но это для тех, кто хоть что-то уже умеет.

А теперь отметим очевидные преимущества автоматической гидромеханической коробки передач по сравнению с обычной механической:

ГМП существенно облегчает управление автомобилем особенно, при поездках на дальние расстояния, что способствует также снижению утомляемости водителя и повышению безопасности движения;
ГМП улучшает комфортабельность движения: плавное трогание с места и плавный разгон вам гарантированы;
автомобиль с ГМП способен быстрее остановиться, чем имеющий обычное трехпедальное управление (при экстренном торможении водитель должен лишь нажать на педаль тормоза);
автомобиль с ГМП способен быстрее остановиться, чем имеющий обычное трехпедальное управление (при экстренном торможении водитель должен лишь нажать на педаль тормоза);
ГМП повышает проходимость автомобиля по песку, снегу и другим непрочным грунтам; гидротрансформатор обеспечивает устойчивую тягу на очень низких скоростях движения и исключает явление «среза» грунта при пробуксовке;
двигатель и агрегаты трансмиссии автомобиля с ГМП более долговечны, так как отсутствие рывков в моменты переключения передач понижают нагрузки на эти узлы;
в условиях городского движения автомобиль с ГМП может быть экономичнее машины с механической коро кой передач;
из-за сокращения количества переключений передач в ГМП и более стабильной работы двигателя токсичность автомобиля с гидромеханической коробкой меньше.

А в чем же минусы?

Основные неудобства ГМП – задемпфированная гидротрансформатором передача крутящего момента, что проявляется в некоторой «вялости» автомобиля при резких маневрах. Кроме того, автомобилю с ГМП присуща более низкая эффективность торможения двигателем, а иногда и неоптимальный алгоритм переключения передач.

Но автопроизводители не успокаиваются на достигнутом, постоянно совершенствуя ГМП, и буквально с каждым годом у нее все больше «плюсов» и меньше «минусов».

Продолжение в следующем номере