X

Езда в городе: Сами мы не местные…

Большинство украинских граждан живут далеко от суеты и шума мегаполисов: в городках, поселках и селах. Но каждому водителю рано или поздно приходится ехать в областной центр, а в нем – свои правила, законы и обычаи на дорогах.

Большинство украинских граждан живут далеко от суеты и шума мегаполисов: в городках, поселках и селах. Но каждому водителю рано или поздно приходится ехать в областной центр, а в нем – свои правила, законы и обычаи на дорогах.

Большинство украинских граждан живут далеко от суеты и шума мегаполисов: в городках, поселках и селах. Но каждому водителю рано или поздно приходится ехать в областной центр, а в нем – свои правила, законы и обычаи на дорогах.

Чем отличаются улицы большого и малого населенных пунктов? Количеством автомобилей и качеством движения. Машин на порядок больше, а движение – намного интенсивнее.

Главная сложность заключается в том, что водителю в большом городе приходится распределять свое внимание по многим направлениям. Кроме обзора вперед, необходимо удвоить внимание к заднему сектору, а также к своим бортам. Провинциалам особенно непривычно следить за ситуацией справа от машины – ведь в «домашних» условиях там обычно ничего не происходит. Справиться с задачей новичку помогут зеркала (внутреннее и пара наружных), а также сосредоточенность.

Второе, к чему не сразу привыкает приезжий, это большой диапазон скоростей движения, смена которых происходит очень быстро. Только что все три ряда неслись под восемьдесят – и вот после нескольких секунд замедления все уже ползут на первой передаче. Поэтому время от времени нужно «заглядывать» на несколько машин впереди себя, чтобы заранее увидеть их загорающиеся стоп-сигналы и самому приготовиться к торможению.

Адаптироваться к большому количеству машин легче, если въехать в город не в час пик, а во время относительного затишья на дорогах. С утра это период между 9.00 и 11.00 часами, днем – между 14.00 и 17.00.

Техническое обеспечение

Езда по большому городу предъявляет особые требования к автомобилю – ведь неисправности, с которыми можно худо-бедно ездить на периферии, во время интенсивного движения могут стать причиной аварии. Поэтому перед поездкой необходимо привести в порядок системы, которые влияют на безопасность движения и способность машины передвигаться самостоятельно.

Важно, чтобы омыватель, дворники и тормоза работали эффективно, причем тормозные механизмы отдельных колес должны срабатывать синхронно. Все сигналы, «поворотники» должны светиться, резина – быть не лысой и соответствующей сезону. Повышенную нагрузку в напряженном потоке испытывают сцепление и коробка передач – важно, чтобы эти узлы и приводы их включения были отрегулированы. Ведь убрать с проезжей части ставший недвижимым автомобиль в большом городе гораздо труднее и дороже – не говоря уже о ремонте!

 Береженого бог бережет

Если перед въездом в большой город вы не чувствуете уверенности в собственных силах, подумайте о том, как избежать поездки по его улицам. Если этот населенный пункт для вас транзитный – воспользуйтесь объездной дорогой. Даже если автомобиль накрутит больший километраж, вы останетесь в выигрыше. Если же вас ждут дела в самом городе – машину можно оставить на окраине на платной стоянке, а самому продолжить поездку на общественном транспорте.

 Тянемся в пробке

Вялое движение в заторе усыпляет бдительность, поэтому в таких ситуациях и происходят ДТП. Чтобы избежать наезда на впереди идущую машину, тронувшись, нужно смотреть только на нее. Неопытные водители часто пытаются увидеть причину пробки и пропускают момент остановки ближайшего автомобиля.

Особенно опасно, когда одновременно поворачивают несколько рядов и вы находитесь в одном из средних. В такой обстановке нужно намного чаще смотреть в боковые зеркала. Если вам кажется, что ктото из соседей слишком приблизился к вашему борту, лучше остановиться и подождать, пока эта машина отъедет. Следите за дистанцией до идущей впереди машины и без надобности не перестраивайтесь.

 Едем в потоке

Важно выбрать свое место в потоке. Крайние полосы лучше занимать только перед поворотом (причем делать это заблаговременно). Постоянно двигаться в первом ряду трудно из-за многочисленных маршруток, троллейбусов и автобусов, а в самом левом вы будете мешать любителям быстрой езды. Поэтому выбирайте один из средних рядов. Из них, кстати, легче перестроиться для поворота как налево, так и направо.

Если держать дистанцию чрезмерно большой, «окно» все время будут занимать вечно спешащие «шумахеры». Некоторые сократить дистанцию опасаются – им с такой ситуацией лучше смириться. Кстати, современные иномарки способны замедляться очень интенсивно; это нужно учитывать, если у вас автомобиль старого поколения.

Двигаясь на скорости в центре потока, не поддавайтесь «стадному» чувству и не забывайте следить за дорожными знаками, разметкой и светофорами. Если вы немного запоздали с перестроением перед поворотом и не можете вклиниться в нужную полосу, попробуйте, притормозив и включив соответствующий «поворотник», дождаться вежливого водителя, который всетаки пропустит вас. Но если вас будут настойчиво подпирать сзади, придется ехать вперед.

 Навигация

Существенно облегчит передвижение по чужому городу карта, купленная в ближайшем киоске прессы. Особенно полезным будет атлас улиц, предназначенный специально для автомобилистов, – в нем размещают не только алфавитный указатель улиц, но и разрешенные и запрещенные повороты, схемы транспортных развязок и прочую важную информацию. Обычно такие пособия выпускают в виде книжечки карманного формата.

 Поворачиваем на развязке

Основные правила проезда типичных многоуровневых развязок следующие. Двигающийся прямо, как правило, не должен никуда перестраиваться. Желающий повернуть направо обычно должен заранее занять правый ряд и искать съезд до начала двухуровневой части развязки (моста или тоннеля). Для поворота налево обычно нужно проехать над (или под) пересекаемой дорогой и уже затем свернуть направо по «своему» съезду, который после разворота на 270° выведет вас в нужном направлении – то есть налево. Впрочем, в этих правилах нередко бывают исключения.

В хитросплетениях некоторых развязок нелегко разобраться, даже имея в руках схему, – в таких местах уверенно себя чувствуют только местные. Поэтому если вы повернули неправильно, не рискуйте, пытаясь сдать назад или развернуться через осевую. Придется продолжить движение в «неправильном» направлении до следующего пересечения дорог (даже если до него не один километр) и разворачиваться там.

 Моральный дух

Спокойствие – один из факторов успеха в любой ситуации. Не нервничайте, даже если вы пропустили нужный поворот или машина заглохла на перекрестке. Совершенно не следует обращать внимания на дурно воспитанных коллег по потоку, бурно реагирующих на вашу неопытность. Хорошо, если пассажиры в салоне вместо отвлекающих разговоров будут помогать вам следить за знаками или маршрутом движения. Вряд ли даст сосредоточиться на главном и играющая в салоне музыка.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка