X

И разверзнется твердь земная…

Осенью, накануне отопительного сезона, коммунальщики проводят гидравлические испытания, выявляя слабые места тепловых сетей. Такие места всегда находятся, и вода, подмывая грунт, образует под асфальтом скрытые пустоты, которые в конце концов разверзаются и принимают в себя то, что по асфальту ездит – автомобили. Что делать, если подобное несчастье произошло с вами?

Осенью, накануне отопительного сезона, коммунальщики проводят гидравлические испытания, выявляя слабые места тепловых сетей. Такие места всегда находятся, и вода, подмывая грунт, образует под асфальтом скрытые пустоты, которые в конце концов разверзаются и принимают в себя то, что по асфальту ездит – автомобили. Что делать, если подобное несчастье произошло с вами?

Осенью, накануне отопительного сезона, коммунальщики проводят гидравлические испытания, выявляя слабые места тепловых сетей. Такие места всегда находятся, и вода, подмывая грунт, образует под асфальтом скрытые пустоты, которые в конце концов разверзаются и принимают в себя то, что по асфальту ездит – автомобили. Что делать, если подобное несчастье произошло с вами?

Главное – без паники! Помните, что вы в городе и вокруг люди, которые смогут вам помочь и не пройдут мимо. Согласитесь, редкий прохожий не заинтересуется таким экзотическим зрелищем, как проваливающийся в тартарары автомобиль. В общем, не спешите самостоятельно, но любой ценой освободиться из неожиданного плена.

Выбраться без посторонней помощи тоже возможно, особенно если ведущие колеса машины остались на надежной земной тверди. Однако прежде чем жечь резину об асфальт, стоит убедиться, что обратное движение автомобиля не причинит ему вреда, в частности, расположенным под днищем узлам и деталям, а также элементам «оперения», которые в момент аварии могли зацепиться за рваные края проломленного дорожного покрытия.

В этом случае сначала придется поднять провалившуюся часть автомобиля. При этом надо помнить, что выбранный способ подъема должен позволять машине одновременно совершать и поступательное движение в горизонтальной плоскости.

Из теории спасательных работ

Лучшими помощниками на пути к свободе могут оказаться окружающие вас люди. Если провалившиеся колеса сохраняют контакт с грунтом, иногда достаточно только приподнять машину в пределах хода подвески. Распрямляющиеся пружины помогут преодолеть силу тяжести. В это время нужно включить передачу и отъехать в нужном направлении. Правда, целесообразность участия людей в подъеме зависит от их возможности удобно расположиться с нужной стороны транспортного средства.

Хуже, если автомобиль крепко лежит днищем на краю пролома, а колесо вывешено. Тут уже пытаться выбраться самостоятельно могут только самые отчаянные умельцы.

Доверьтесь профессионалам

В принципе, можно организовать вытягивание автомобиля мощным буксиром. Но лучше, предварительно приподняв машину, подсунуть под нее «лыжи» из досок или тонких бревен, чтобы не оборвать находящиеся под днищем элементы.

Применение рычага – еще один способ поднятия тяжестей. В качестве рычага можно использовать прочную доску с ближайшей стройплощадки, небольшое бревно из кузова случайного самосвала или часть спиленной работниками «зеленхоза» ветки. Но даже если вы найдете точку опоры, все же менее рискованно задействовать иные рычаги – найти телефон и вызвать эвакуатор или профессионалов из службы спасения 01.

И ни в коем случае не спешите прибегать к помощи первого попавшегося автокрана. Легковую машину не застропишь обычным тросом со стальными крюками, без специального приспособления для подъема можно серьезно повредить наружные детали кузова и облицовки.

Как нам сообщили в пресс-службе Министерства по чрезвычайным ситуациям, в подобных случаях по телефону 01 можно вызвать спасателей. Объединенные отряды пожарных и бойцов-спасателей МЧС готовы бесплатно предоставить свою помощь.

Мы решили на практике проверить, как действуют спасатели, и попросили помощи, позвонив по киевскому телефону 01. Дежурные операторы с пониманием отнеслись к проблеме, однако выяснилось, что техники для подъема автомобилей у пожарных пока нет. Зато они подсказали нам телефон коммерческой фирмы, которая специализируется на подобных операциях.

Жители других городов в такой ситуации могут обращаться в местные органы власти. В отделе гражданской обороны городского или районного исполкома подскажут телефоны специальных спасательных отрядов МЧС. Их иногда приписывают к местным предприятиям – например, как подразделения горноспасательной службы, отряды химической защиты. Обычно они не ограничивают круг своих обязанностей внутренними проблемами заводов и фабрик и часто бывают хорошо оснащены.

Не спасатель, но спасет

Жители больших городов могут прибегнуть к помощи автомобильных эвакуаторов. Как показал анализ столичного рынка услуг, владельцы этих специальных машин не отказывают в помощи в подобных ситуациях. Вызов обходится клиенту в 80 – 120 грн. плюс обычный тариф (до 3-4 грн. за километр) за транспортировку поврежденной легковушки в случае надобности. Лучшие фирмы успевают прислать машину в течение получаса, а работающие с выездом по территории всей Украины обещают существенные скидки при расчете холостого пробега. Имеющихся на борту автоэвакуаторов домкратов, тележек и лебедок обычно достаточно для успешного завершения спасательной операции. Хотя один из операторов признался, что опасается располагать свою технику близко к дорожной промоине: где гарантия, что асфальт по краям не обвалится под весом уже двух машин?

 Личный опыт  

Геннадий, 35 лет
Владелец ВАЗ-2105

Паркуясь я видел, что передним колесом наезжаю на какой-то люк, но он был закрыт по всем правилам. Не мог же я предположить, что под весом машины он одним краем провалится вместе с мощной чугунной рамой и куском асфальта! Вся эта тяжеленная конструкция встала на ребро, плотно прижавшись к колесу в вырезе крыла. Да еще пар повалил! Я сгоряча дал заднюю, но услышал скрежет металла. Когда вышел из машины, увидел, что спереди справа у меня теперь стоит огромное чугунное «колесо», к тому же наполовину ушедшее в дыру в асфальте. Из ближайшего магазина позвонил на работу, приехали коллеги. Втроем они приподняли машину, а прохожего попросили в этот момент уложить люк с рамкой в горизонтальное положение и подержать его так, пока я съехал назад. Последствия – опоздание на важную встречу, помятое крыло, поцарапанный диск. Впрочем, хорошо еще, что все так обошлось, а если бы я не парковался, а ехал быстро? Я никуда не жаловался, но спустя время увидел, что тот люк заново забетонировали – и то радует.

 С кого спросить  

Вадим Володарский
Адвокат, Старокиевское адвокатское объединение г. Киева «Адвокат»

Если вы, едучи на автомобиле, провалились в канализационный люк или в яму на дороге, которую вымыло подземным потоком, прежде всего необходимо вызывать ГАИ. Дело в том, что такая ситуация подпадает под понятие ДТП, данное в Правилах, и требует соответствующего оформления. При этом нужно быть готовым к тому, что сотрудники ГАИ попытаются обвинить в случившемся самого водителя. В частности, в выборе ненадлежащей скорости, в нарушении п. 12.3 ПДД (где говорится о том, что при возникновении любого препятствия водитель должен тормозить вплоть до остановки ТС), и вообще в том, что не предвидел наличия ямы. Если такое произойдет, водителю нужно принять соответствующие меры для доказательства своей невиновности. Например, аргументировать свою правоту тем, что вы не могли и не должны были предвидеть наличие открытого люка или подмытого снизу асфальта и в соответствии с п. 2.12(в) ПДД имеете право на надлежащее состояние дорог. Кроме того, требуйте составления протокола на должностных лиц организации, ответственной за данный участок дороги. Это может быть «Киевавтодор», теплосети и т. д. Следующий этап, как и при любом ДТП, – проведение автотовароведческой экспертизы с целью определения размера причиненного ущерба. После этого можно подавать иск в суд на организацию, ответственную за состояние данного участка дороги, или нарушившую правила проведения работ на дороге, с целью возмещения материального и морального ущерба. Правда, вероятность того, что службы быстро возместят ущерб, ничтожно мала. Но попытаться все же стоит.

 Если вы провалились…

…заглушите двигатель. Не исключено, что повреждены системы тормозов, подачи топлива, охлаждения, смазки двигателя;

…не спешите выходить из салона. Убедитесь, что положение автомобиля стабилизировалось и вследствие перемещений вашего тела он не начнет падать дальше – ведь вы еще не знаете размеров ямы;

…если промоина соизмерима с габаритами машины и есть опасения, что при эвакуации пассажиров из салона автомобиль продолжит перемещение в опасном направлении, прежде следует зафиксировать его положение с помощью буксира;

…до прибытия официальных представителей не пытайтесь самостоятельно вызволить автомобиль. В случае судебного разбирательства составленный протокол лишит ваших оппонентов оснований утверждать, что вы сами повредили машину уже при эвакуации.

 Коммунальная позиция

Точка зрения департамента общественных связей АК «Киевэнерго», куда мы позвонили, готовя этот материал, отражает в целом понятную позицию коммунальщиков, но особого энтузиазма компенсировать ущерб потерпевшим автомобилистам в ней не обнаружилось.

Как пояснили специалисты, если испытания теплосетей не проводить, дорога в месте утечки все равно провалится, только позднее – через два-три месяца. Будет гораздо хуже, если это произойдет в январе при двадцатиградусном морозе. Поэтому цель гидравлических испытаний накануне отопительного сезона – свести до минимума риск повреждения теплосетей в зимний период. Ведь в этом случае без отопления могут остаться сотни квартир. Кстати, точно так же подмывает грунт вода из любых других труб, а иной раз асфальт проваливается просто после сильного дождя. Хотя, безусловно, любой такой форс-мажор – событие неприятное и недопустимое. Каждый конкретный случай рассматривается и разбирается специалистами «Киевэнерго» самым серьезным образом.

 Телефоны предприятий, оказывающих услуги по эвакуации поврежденных автомобилей (Киев)

209-86-19 (круглосуточно), 237-59-57 (по Киеву, Украине), 250-98-71 (по Киеву, Украине), 451-72-03, 468-31-14, 471-70-30, 564-88-81 (по Киеву, Украине), 564-85-41 (по Киеву, Украине), 530-45-34, пейджер (069) «Радиоком», абонент «Эвакуатор» (круглосуточно)

Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова