X

Как обучали водительскому мастерству: Капканы

Как часто рядом с другими участниками движения мы вспоминаем крылатую фразу: «Права купил, машину купил, а ездить не купил». Но, как ни странно, сто лет назад ситуация была примерно такой же!

Как часто рядом с другими участниками движения мы вспоминаем крылатую фразу: «Права купил, машину купил, а ездить не купил». Но, как ни странно, сто лет назад ситуация была примерно такой же!

Как часто рядом с другими участниками движения мы вспоминаем крылатую фразу: «Права купил, машину купил, а ездить не купил». Но, как ни странно, сто лет назад ситуация была примерно такой же!

Недавно нам попалась на глаза любопытная статья в журнале «Красота и сила» № 6 за 1914 год. Подписанная псевдонимом «Скиталецъ», она касалась очень актуальной для начала прошлого столетия темы, а именно… профессиональной подготовки водителей! Мы решили провести небольшой сравнительный анализ и выяснить, что изменилось с тех пор, а что осталось по-прежнему. Итак:

«На днях в беседе о шофферской профессии я говорил о капканах, которые разставлены для желающих обучиться ей. Капканами этими являются, увы, иныя «школы для шофферовъ», улавливающия простаков посредством заманчивых объявлений. Берутся обучить шофферству в один месяц и обещают тотчас по окончании обучения предоставить место в 50, 70, даже сто рублей».

Сейчас обучение занимает в среднем два с половиной месяца. Прогресс налицо. Но вот работу на обычных любительских водительских курсах вам, конечно, не предложат. Да и на профессиональных такое практически не встречается. Исключения составляют разве что курсы при трамвайных и троллейбусных депо, когда предприятие готовит специалистов для себя. Но продолжим…

«Это привлекает бедняков не только петербургских, но и из провинции. Шутка ли – в один какой-нибудь месяц получить профессию очень нужную и выгодную в наше время, и сразу место, дающее возможность кормиться и существовать.

Не буду утверждать, что нет хороших, добросовестных и правильно поставленных шофферских курсов. Они есть, но не всем удается на них набрести – и многие попадают именно в капканы. С трепетом являются на курсы, боясь, что, может быть, будут предъявлены какия-нибудь трудныя, неисполнимыя условия: потребуют, например, свидетельство об образовании или комплект учеников окажется в школе уже полным… Но нет!.. Какое счастье! Никаких препятствий! Сам учредитель курсов потрепал по плечу и сказал: «Через месяц будете чудным шоффером, вижу по глазам!» – и потребовал деньги вперед. И заветная сотенка, сколоченная потом и кровью и тяжелой экономией во всем самом необходимом, была ему тут же вручена. А затем…»

Обучение в киевских автошколах обойдется сегодня примерно в 700 гривен, причем вносить деньги можно частями. В эту сумму входит стоимость обучения, а также бензина и масла для практических занятий. Сравнимо ли это с той «заветной сотенкой»? Что ж, попытатемся определить ее покупательскую способность. Итак, обед в гостиничном ресторане из шести блюд обходился в полтора рубля, завтрак – в 75 копеек. Ну а жалованье чиновника средней руки составляло 150 рублей. Так что, судя по всему, деньги были немалые…

«Обыкновенно для обучения имеется один разшатанный старомодный автомобиль – и на нем час в день дают объяснения – лекции. Лектора окружают человек 40, так, что не все видят и слышат, что он говорит. Каким образом тут можно узнать шофферское ремесло – один Аллах ведает».

В наше время группы в автошколах формируются примерно по 25 – 30 человек, а теоретические занятия проходят исключительно в аудиториях. Конечно, такая организация обучения гораздо эффективнее. Многие автошколы имеют свой собственный автомобильный парк, другие же нанимают инструкторов на их собственных авто. Как правило, это «Жигули» («классика» или переднеприводные модели 2108, 2109). Обычно их с полной ответственностью можно назвать и «разшатанными», и «старомодными», даже несмотря на количество данных моделей на украинских дорогах. Впрочем, нередко встречаются и иномарки. Так что постигнуть азы водительского мастерства можно.

«Не лучше бывает и на иных курсах, имеющих свои собственные таксомоторы. Учеников первыя 2-3 недели заставляют мыть автомобили, и затем позволяют им смотреть, если производится какой-нибудь ремонт. В течение месяца дают поправить автомобилем, под наблюдением инструктора, 6 или 7 раз по 10 – 15 минут. Этим и ограничивается все обучение».

Теоретические занятия в большинстве современных автошкол проходят 2-3 раза в неделю. К этому добавляется пара двухчасовых практических уроков. В итоге получается примерно 60 часов теории и 30 часов практики. В некоторых школах преподаватель может дополнительно заниматься с отстающими группами (правда, чаще за дополнительную плату). И очень сомнительно, чтобы в какой-либо автошколе вас заставили мыть автомобиль. Хотя…

«Очень скоро ученик убеждается, что от такого ученья толку не будет и что шофферскому делу надо учиться не менее 4 месяцев, а для не знающих слесарного ремесла – и полгода. Идет бедняга к учредителю и просит вернуть хоть часть отданных ему денег. Учредитель уже не хлопает дружески по плечу, а говорит: «Да вы сумасшедший, я по глазам вижу! Кто же на свете отдает назад деньги»?..

Мало что изменилось в представлении о сумасшествии по прошествии века… Впрочем, теперь гораздо больше возможностей доказать свою полную умственную состоятельность – например, обратиться в общество защиты прав потребителей. Но в данном случае этот метод вряд ли сработает. Дело в том, что уровень ваших знаний контролируется сначала внутренним экзаменом в школе, а затем экзаменом в ГАИ. Таким образом, если сдать его не удается, доказать, что это вина автошколы, а не ваша собственная, практически невозможно.

«В гораздо более трагическом положении оказывается ученик, который не осознает того, что его к концу курса ничему не научили. Не так давно мне пришлось испытать на практике такого ученого шоффера, и, сознаюсь, я пережил много неприятных минут. Я уже не буду говорить о том, что он не сумел даже отвинтить вентили у шин и был очень озадачен, когда я ему сообщил, что нельзя упирать в камеру концами рычагов при надевании покрышки. Нечего, конечно, и говорить о том, что он пытался запустить мотор, не накачав давления в резервуар, не справившись с положением рукояток и что менял передачи со скрежетом зубовным… Дело кончилось тем, что, проезжая на третьей скорости по довольно узкой улице, после моей команды «назад!» сделал попытку завернуть, не убавляя хода, причем наехал на панель, и если бы я у него не вырвал из рук руля, катастрофа была бы обеспечена».

М-да… Как это похоже на многих выпускников наших автошкол, которые, не умея практически ничего, считают себя асами вождения! Впрочем, в большей степени это относится к тем, кто действительно «покупает» права…

«Повидимому, шофферския школы стоят вне какого-нибудь надзора. Дело это приравнивается к ремесленному обучению, которое производится, как Бог на душу положит, мастером в его мастерской. Это взгляд неправильный. Раз взято название «школа», а не «курсы шофферов», то контроль необходим, и каждый вступающий в такую школу должен иметь гарантию, что его действительно научат тому, за что взялись. Все шофферския школы должны быть подчинены одному центральному учреждению, и только в таком случае под вывесками таких школ не скрывались бы обирательские капканы».

Надзор в наше время, конечно же, присутствует. Для того, чтобы сегодня открыть автошколу, необходимо прежде всего получить лицензию в Учебно-методическом центре профессионально-технического образования при Министерстве образования Украины. Эта же организация вместе с ГАИ контролирует деятельность данных учебных заведений.

Итак, за последнее столетие в развитии автошкол наблюдается очень даже заметный прогресс. Что, в общем-то, неудивительно. И тем не менее закончить нашу статью хочется все же словами «Скитальца»:

«Я думаю, что на экзаменах перестанут проваливать учеников, не могущих ответить на вопрос «в каком цилиндре произойдет семьдесят пятая вспышка», а будут более строго производить испытания в умении управлять автомобилем, благодаря чему, несомненно, сократится хроника городских происшествий и из нея совершенно исчезнет заголовок «Зверства автомобилистов».

Подготовил Алексей Горбенко
Фото из архива Александра Анисимова