X

Комфорт и надежность в разном понимании

О сцеплении автомобилей

Прежде всего напомним тем,
кто забыл или не знает – сцепление предназначено для кратковременного разобщения
коленчатого вала двигателя от трансмиссии и последующего их плавного соединения
при трогании автомобиля с места и после переключения передач во время движения.
О необходимости данного устройства впервые заговорили в 19 веке привередливые
владельцы первых авто, относящиеся к богатой прослойке общества. Уже в те
времена элита общества предпочитала испытывать острые ощущения зрительно,
а не на собственном теле. Такая ситуация потребовала от конструкторов новых
решений, тем более, что автомобили того времени предназначались именно для
развлечений и прогулок «белых людей».


В зависимости от характера связи между ведущей и ведомой частями различают
фрикционные, гидравлические и электромагнитные (порошковые) сцепления. Наиболее
распространенным является фрикционное сухое дисковое сцепление, работа которого
основана на передаче крутящего момента при помощи сил трения, возникающих
между трущимися поверхностями дисков.


Устройство такого сцепления рассмотрим на примере автомобилей ГАЗ-24 или
РАФ, в которых его конструкция сохранялась без особых изменений много лет.


Такое сцепление состоит из двух основных элементов: ведущего
и ведомого дисков. Ведущий диск представляет из себя нажимной диск с кожухом,
в котором установлены 9 спиральных пружин, создающих прижимное усилие на ведомый
диск, и система из трех рычагов (лапок), управляющих выключением сцепления.
Ведомый диск представляет из себя гаситель крутильных колебаний (амортизатор
или демпферное устройство) и фрикционные накладки, приклепанные к основанию
диска. Тот, кто сталкивался с регулировкой волговских и рафовских сцеплений,
знает как трудно установить эти самые три лапки в одной плоскости да еще и
параллельной прижимной плоскости маховика. А без этого о нормальной и, главное,
плавной работе данного узла и речи быть не может.


Сцепления такого типа успешно трудились много лет и лишь с «приходом итальянцев
в Россию», а точнее Фиата перевоплотившегося в народного кумира ВАЗ, мы увидели
принципиально новую конструкцию данного узла. Жигулевское, а позже – и москвичевское,
сцепление имеет одну мембранную (диафрагменную) пружину, вместо 9-ти спиральных.
Ко всему этому отпала необходимость в присутствии выжимных лапок, вместо них
внутренняя часть диафрагмы имеет специальные вырезы в виде лепестков, которые
выполняют функцию лапок, причем они не требуют регулировки.


В процессе эксплуатации сцепления с цилиндрическими пружинами в результате
изнашивания накладок ведомого диска происходит снижение прижимного усилия,
а при значительной величине износа его может не хватить для передачи крутящего
момента и сцепление «пробуксовывает». У сцепления с диафрагменной пружиной
при той же величине износа ведомого диска не только не происходит снижения
нажимного усилия, а оно даже возрастает на определенном состоянии фрикционных
накладок. Все эти особенности в сумме дают как большую надежность и долговечность
мембранных сцеплений, так и повышенный комфорт управления автомобилем.


Что же касается «Волг» и РАФов, то они длительное время имели «старые внутренности»
и лишь наружный интерьер немного изменялся. Но недавно ситуация изменилась
– появилось долгожданное сцепление с диафрагменной пружиной и для ГАЗовских
моделей. Оно уже устанавливается на самых новых моделях АО ГАЗ. Но это вовсе
не значит, что вам нужно продать свою 24-ю «Волгу» и собирать деньги на ГАЗ-3110.
Неожиданный выход для «мучеников со сцеплениями» предложила немецкая фирма
LuК, которая наладила серийное производство сцеплений даже для ГАЗов.


Фирма LuК существует уже более 30-ти лет, на украинском рынке ее представляет
компания MTI (Mobil Technik International). Головное предприятие фирмы LuК
находится в городе Бюль и включает в себя «мозговой» и производственный центр.
Все новейшие разработки мгновенно внедряются в производство на всех заводах
LuК – их более десятка и расположены они по всему миру. По результатам исследования
мирового рынка автозапчастей, проведенного автопроизводителями всего мира,
фирма LuК заняла одно из первых мест среди поставщиков комплектующих для автопромышленности
во всем мире. Такое доверие потребовало от фирмы еще большего напряжения сил
и энергии для сохранения и повышения качества своей продукции.


Продукцией LuК являются узлы и агрегаты для автомобилей различных марок и
моделей. Но особой гордостью считается сцепление LuК, которое устанавливается
на каждый второй автомобиль в Германии и каждый четвертый во всем мире. Фирма
LuК первой в Европе разработала и внедрила в производство сцепления с мембранными
пружинами. Практически на все автомобили BMW, Mercedes, Audi, Porsche устанавливается
сцепление LuК.


При «Союзе» наш рынок автозапчастей был закрыт для такого лидера, как LuК.
Однако со временем ситуация поменялась и, получив доступ к нашим покупателям,
фирма LuК со свойственной ей быстротой моментально разработала и уже предлагает
свои новейшие разработки для легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ и Москвич. Для
моделей ГАЗа сцепление LuК с диафрагменной пружиной является хорошей новинкой.
Почему хорошей? Да потому, что сцепления LuК имеют целый ряд интересных конструкторских
решений, повышающих надежность и улучшающих работу данного узла.


Прежде всего необходимо сказать о сложной многоступенчатой амортизационной
системе ведомого диска, которая включает в себя так называемый предамортизатор
и основной амортизатор. Основной амортизатор имеет четыре пары
демпферных пружин ( вместо 6-ти одиночных, как у ГАЗа), которые имеют разные
диаметры и вставлены одна в другую. К тому же длина этих пружин больше отечественных,
что дает больший угол поворота демпферного устройства. Такая конструкция демпферного
устройства дает очень высокую степень гашения собственных колебаний силовой
передачи в большом интервале амплитуд, повышает долговечность трансмиссии,
особенно зубчатых колес и карданных валов. Фрикционные накладки приклепываются
к пружинным сегментам, которые способствуют хорошему расцеплению ведомого
диска с ведущей парой (маховик и ведущий диск), а в момент включения сцепления
способствует более “мягкому” их соединению. Ведущий диск (см. рис. 3) сцепления
имеет пружинный механизм регулирования, позволяющий компенсировать износ муфты
и гарантирует постоянную величину подъема прижимной пластины в течении всего
срока эксплуатации узла сцепления.


В итоге все это значительно повышает плавность работы сцепления. Имея такой
набор достижений конструкторской мысли, сцепления LuК обеспечивают максимальный
комфорт управления любым автомобилем. Доказательством всего этого может быть
мнение одного владельца автомобиля ГАЗ-2401 «Волга»:


«В моем автомобиле проблемы со сцеплением существовали уже много лет, постоянные
рывки и вибрации при трогании, переключении передач не раз заставляли меня
обращаться к специалистам на СТО и мастерских. Однако никто мне не помог как
бы не регулировали родное сцепление моей «Волги» проблемы оставались те же,
а деньги утекали рекой. И вот пришло время, когда мое терпение лопнуло и я
решил поменять сцепление полностью в сборе. А пока подбирал приемлемую цену,
в газете «Автоцентр» случайно прочитал о компании MTI, которая предлагает
сцепления LuК. Познакомившись поближе с продукцией фирмы, решил купить импортное
сцепление, тем более, что цена была не намного больше, а комфорт предвиделся
«мерседесовский».


Проблем с установкой сцепления LuК на мою «Волгу» практически не было, удивила
очень компактная конструкция и точность всех крепежных соединений. Интересно,
что после установки не потребовалось никакой регулировки сцепления, а, сев
за руль, я просто не узнал свою машину. Такое плавное трогание с места и мягкое
переключение передач даже вообразить себе не мог. Получив такую массу положительных
эмоций, на прощание представители компании МТІ обрадовали меня окончательно,
предоставив гарантию на сцепление LuK без ограничения пробега. Так что теперь
каждому владельцу «Волг», РАФов и ГАЗелей, я могу смело посоветовать сцепление
LuК – вы будете в выигрыше на все 100%».


Все, кто заинтересовался сцеплением LuK может обратиться в компанию MTI по
адресу: г. Киев, ул. Кудрявская, 8 В, тел. (044) 212-5366, 212-8026, 212-8027,
факс (044) 212-8028.


Юрий ДАЦЫК