X

Остановка по требованию

Как бы долго ты ни ехал, а останавливаться все же придется. Но чтобы в полной мере использовать возможности тормозной системы, особенно при внезапном появлении препятствий, нужно нажимать на педаль с «умом».

Как бы долго ты ни ехал, а останавливаться все же придется. Но чтобы в полной мере использовать возможности тормозной системы, особенно при внезапном появлении препятствий, нужно нажимать на педаль с «умом».

Как бы долго ты ни ехал, а останавливаться все же придется. Но чтобы в полной мере использовать возможности тормозной системы, особенно при внезапном появлении препятствий, нужно нажимать на педаль с «умом».

Для эффективного торможения в первую очередь нужно правильно сидеть за рулем. При регулировке положения сиденья не отодвигайте его слишком далеко. В момент полного нажатия на педаль тормоза нога должна оставаться слегка согнутой в колене: даже если откажет усилитель тормозов, будет возможность использовать мощные мышцы бедра, чтобы нажать на педаль с требуемым усилием. Сиденье, установленное слишком близко, помешает быстро перенести ногу с педали газа на тормоз. Нажимать на педаль необходимо не кончиками пальцев ноги, а подушечками стопы. Чтобы точно дозировать усилие, пятка не должна касаться пола. Четкость и удобство действий зависит и от обуви. Лучший вариант – мягкие туфли с тонкой, но жесткой подошвой.

Способы торможения

В повседневной езде обычно применяется рабочее торможение. Водитель сначала тормозит двигателем, снимая ногу с педали газа, а затем с помощью тормозной системы аккуратно завершает процесс остановки.

Комбинированное торможение – один из способов рабочего торможения, но опытные водители используют его и в экстренных ситуациях. Его особенность – замедление осуществляется и с помощью тормозной системы, и двигателем – при последовательном переключении передач с высших на низшие. Комбинированное торможение в большинстве случаев позволяет исключить блокировку ведущих колес и сохранить управляемость автомобиля.

В критической ситуации применяется экстренное торможение. Начинающие водители в этом случае чаще всего просто нажимают на педаль до упора. В автомобиле без ABS колеса при этом часто блокируются (машина идет «юзом»), а тормозной путь в большинстве случаев увеличивается. Чтобы его сократить, необходимо использовать импульсное (прерывистое) торможение. Этот прием выполняется следующим образом. Водитель нажимает на педаль до упора, и, как только колеса блокируются, педаль слегка отпускается до разблокирования колес, затем снова нажимается. Если повторять эти движения достаточно быстро, тормозной путь будет меньше.

Наконец, есть еще аварийное торможение. Это понятие объединяет в себе все приемы, которые используются водителем в случае выхода из строя рабочей тормозной системы (стояночный тормоз, торможение двигателем, а иногда и торможение о неподвижные объекты или о другой автомобиль).

Общие правила

При замедлении бросьте взгляд в зеркало заднего вида. Если сзади близко автомобиль, сначала слегка коснитесь педали тормоза, чтобы сработали стоп-сигналы – это привлечет внимание водителя идущего сзади автомобиля. Двигаясь в городском потоке, смотрите не только на машину, которая находится прямо перед вами. Старайтесь видеть задние фонари автомобилей, едущих на одну-две машины впереди. Как только загорается стоп-сигнал на одной из машин-лидеров, перенесите ногу на педаль тормоза и начинайте заранее снижать скорость. Избегайте резких торможений в повороте, так как это часто приводит к заносу. На неровной дороге тормозите на ровных участках и отпускайте педаль непосредственно перед препятствием (бугром или ямой), чтобы уменьшить нагрузки на подвеску.

На автомобиле с ABS для наибольшей эффективности процесса нужно тормозить «в пол». Вибрация педали, возникающая при этом, – нормальное явление. Учтите, что с ABS тормозной путь на скользкой дороге может оказаться больше, чем у авто без «интеллектуальной» электроники, поэтому дистанцию соблюдайте в любом случае. Но ABS обеспечивает курсовую устойчивость и управляемость автомобиля при торможении. Нужно только научиться объезжать преграду при нажатой «в пол» педали тормоза.

Переходим к практике

Садясь за руль другого автомобиля (даже той же модели, что и у вас!), обязательно проверьте, как работают тормоза. Если же машина и вовсе первая, обязательно научитесь грамотно использовать все ее возможности. Для учебы понадобится закрытая площадка без других участников движения, в крайнем случае – свободный участок улицы или дороги. Обязательно пристегнитесь, чтобы не «достать» лобовое стекло.

Начните с самого простого. Разогнавшись до 40–50 км/ч, выключите передачу и плавно нажмите на педаль тормоза. Почувствовав реакцию машины (она замедляется), нажмите на педаль сильнее. Повторяя «заезды», постепенно увеличивайте силу нажатия на педаль. В вашей памяти будет откладываться информация о связи между силой нажатия на педаль и интенсивностью замедления. Обязательно дойдите до блокировки колес. Как правило, если впереди нет опасности, писк скользящей резины на авто без ABS вызывает однозначную реакцию – нога сама собой приподнимается над педалью, и неприятный звук пропадает. В этот момент нужно заставить себя нажать на педаль еще раз, а затем снова отпустить ее. Освоив импульсное торможение в первом приближении, регулярно повторяйте урок, стараясь сократить время между нажатием и отпусканием педали до минимума. Это позволит постепенно довести навык до автоматизма.

Попробуйте остановить машину при помощи «ручника». Для этого на прямом участке дороги (чтобы избежать заноса!) разгонитесь до 15–20 км/ч и потяните рычаг вверх. Сразу привыкайте на ходу держать кнопку-фиксатор рычага нажатой, отпуская ее только после полной остановки.

Попробуйте комбинированное торможение. Не отпуская педали тормоза, переключайтесь с 5-й (4-й, 3-й) до 1-й передачи, а непосредственно перед остановкой выжмите сцепление, чтобы не заглушить двигатель.

Осваиваем ABS

Обязательно несколько раз попробуйте затормозить «в пол», чтобы почувствовать усилие на педали при работе ABS. Полезно отработать и другое упражнение. Поставьте на дороге картонный ящик и научитесь его объезжать, не отпуская педаль тормоза. С самого начала вырабатывайте еще одну полезную привычку – контролировать ситуацию сзади, где также может быть опасность в виде автомобиля, водитель которого не соблюдает дистанцию до вашей машины. Взгляд в боковое зеркало поможет оценить происходящее на соседней полосе и принять решение, можно ли объезжать препятствие.

Александр Ландарь
Фото Сергея Кузьмича Рисунки Татьяны Кудиненко