X

Осторожно: маршрутка

В крупных городах владельцы легковушек объявили водителям маршруток настоящую войну. Судя по рассказам на «гаражных» посиделках и интернет-форуме «Автоцентра», «маршруточников» уже начинают бить. Что стало причиной такой яростной неприязни? И как ее «погасить»?

В крупных городах владельцы легковушек объявили водителям маршруток настоящую войну. Судя по рассказам на «гаражных» посиделках и интернет-форуме «Автоцентра», «маршруточников» уже начинают бить. Что стало причиной такой яростной неприязни? И как ее «погасить»?

В крупных городах владельцы легковушек объявили водителям маршруток настоящую войну. Судя по рассказам на «гаражных» посиделках и интернет-форуме «Автоцентра», «маршруточников» уже начинают бить. Что стало причиной такой яростной неприязни? И как ее «погасить»?

Что и говорить – далеко не все хозяева частных машин безукоризненно соблюдают Правила дорожного движения. Но у большинства водителей сложилось мнение: если едешь за микроавтобусом с желтыми номерами, «держи ухо востро» – такая машина может резко перестроиться, не предупредив заранее миганием «поворотника», внезапно затормозить и даже остановиться посреди дороги. Так что многие стараются осторожно объезжать маршрутки и не приближаться к ним. И как ни обидно это звучит для водителей, управляющих таксобусами, у остальных участников движения есть все основания их опасаться.

Все по правилам?

Маршруткам можно останавливаться по требованию пассажиров в любом месте по пути следования, если остановка не запрещена. Это предусмотрено «Правилами предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом», утвержденными постановлением Кабмина №176 от 18.02.1997 г. Но если бы перевозчики неукоснительно соблюдали все пункты данных Правил и ПДД! Так, подруливая к пассажиру, который «голосует» на обочине, водитель микроавтобуса может не посмотреть в зеркало заднего вида, забыть включить «поворотник» или совершить довольно рискованный маневр. В маршрутках запрещается продавать билеты на проезд во время движения – а ведь это делают! Бывает, что микроавтобусы останавливаются прямо на перекрестках или же устраивают скоростные соревнования на дороге. Более того, безопасность нередко снижается по причине плохого технического состояния маршрутного такси, отсутствия одного из зеркал заднего вида, плохого обзора из-за стоящих пассажиров, усталости и недостаточного профессионализма водителя. Все эти факторы приводят к повышению количества аварий с участием маршруток, что подтверждается статистикой ГАИ…

«Маршруточники» тоже могут сказать много нелестных слов в адрес «легковушек». Ведь те также частенько спешат, превышают скорость, стремятся объехать микроавтобус, не уступают дорогу при выезде из «кармана» остановки общественного транспорта либо стоят гораздо ближе предусмотренных Правилами 30 м от нее. Словом, они недолюбливают друг друга, и порой для выражения этой неприязни в ход идет не только ругань, но и кулаки.

Как же быть в такой непростой ситуации? Ведь сегодня мы подошли к той черте, за которой – рост числа аварий и анархия на дороге.

Что делать?

Можно попытаться стать сознательнее: соблюдать ПДД, невзирая на «лица» и тип транспортного средства, и проявлять взаимную вежливость. Водители легковых автомобилей должны уступать маршруткам дорогу, когда те отъезжают от остановки, и стараться не препятствовать их проезду или перестроениям, совершаемым в рамках Правил. С нарушителями же надо бороться цивилизованным способом, а не рукоприкладством. А «маршруточники» в благодарность за вежливость частников могли бы не создавать аварийных ситуаций из-за вечно спешащих пассажиров.

Но только на сознательность участников дорожного движения рассчитывать не приходится, поэтому необходимо усилить ответственность за нарушение Правил. Верховна Рада приняла в первом чтении Закон, повышающий штрафы за нарушение ПДД водителями маршрутных транспортных средств. Так что после принятия Закона в целом нарушения, по крайней мере, будут обходиться дороже.

Впрочем, наиболее действенным методом для повышения дисциплины на дорогах стало бы упорядочение движения. Например, в некоторых крупных городах Европы для общественного транспорта выделены специальные полосы. Въезд на них других участников движения ограничен бортиком и карается серьезным штрафом. Таким образом решается сразу несколько задач: маршрутные ТС не выезжают на другие полосы и не мешают движению легковушек; водители частных машин не паркуются на пути движения автобусов (за это им грозит эвакуация и огромный штраф); маршрутки не обгоняют друг друга в борьбе за клиента.

Департаменты транспорта больших городов могут использовать отечественный опыт. Так, во Львове и Тернополе маршрутки берут пассажиров только на остановках общественного транспорта. «Поймать» их на дороге невозможно. Конечно, это несколько снизит популярность маршрутных такси среди населения, но основный их «козырь» – быстрота передвижения – и так постепенно сводится на нет из-за неудобства поездки, высокой аварийности и пробок в городе, которые сами маршрутки и создают. Кроме того, стоит увеличить длину «карманов» для остановок общественного транспорта, это тоже пойдет на пользу организации дорожного движения.

Городские власти, отвечающие за пассажирский транспорт, могли бы строже выдавать лицензии на маршруты, заменяя большое количество маленьких автобусов средними и большими, а также отзывая разрешения на перевозку у тех, кто регулярно нарушает ПДД. Можно попытаться организовать движение маршруток строго по графику, умерить «аппетиты» перевозчиков, ужесточить отбор водителей и нормировать их рабочий день.

Таким образом, только комплексный подход способен существенно повлиять на организацию дорожного движения в сфере пассажирских перевозок маршрутными такси. А иначе водители не только будут ездить как попало, но и начнут настоящую войну друг с другом.

 Мнение ГАИ  

Евгений Кравец
Майор милиции, сотрудник отделения профилактической работы УГАИ МВД Украины в г. Киеве

Водители маршруток довольно часто пренебрегают Правилами дорожного движения, что нередко приводит к авариям. Наиболее типичные нарушения – переоборудование транспорта с целью увеличения количества посадочных мест, перевозка стоячих пассажиров в машинах, которые для этого не предназначены (например, в «Газелях»). Нередко водители маршрутных такси останавливаются в неположенном месте, проезжают на запрещающий сигнал светофора, создают аварийные ситуации на дороге. В последнее время практически еженедельно регистрируются ДТП и ЧП с участием маршруток. В таких происшествиях страдают люди и повреждаются автомобили.

К слову, в прошлом году произошло несколько резонансных аварий с участием маршрутного транспорта. Чтобы предотвратить подобные инциденты, ГАИ регулярно проводит акцию «Автоперевозчик», направленную на выявление нарушений ПДД со стороны водителей маршрутных такси. В результате аварий по их вине становится меньше. Акция проводится каждый месяц в течение 10 дней. За этот период сотрудники ГАИ выявляют много нарушений, в том числе и пребывание за рулем в состоянии алкогольного опьянения, хотя специальной статистики нет. Таких водителей отстраняют от управления транспортом и привлекают к судебной ответственности. Суд определяет, лишить их «прав» на срок от 1 до 3 лет или оштрафовать… Так что ГАИ борется с нарушителями, но ведь за каждой маршруткой не закрепишь инспектора.

 Мнения «маршруточников»  

Вадим Николаевич, 50 лет
Водители должны уважать других участников движения, уступать дорогу пассажирским транспортным средствам, особенно при высадке людей. А общая культура на дороге зависит только от навыков вождения конкретного человека.

Андрей Николаевич, 33 года
Работать тяжело – встаю в полпятого, а ложусь в половине второго. На городских улицах движение напряженное, а еще приходится считать деньги… Но аварии чаще всего происходят из-за недостатка водительского мастерства. Сейчас многие приезжают с периферии, без опыта работы. Со стороны пассажиров – непонимание, незнание ПДД. Нервы часто сдают.

Алексей Иванович, 50 лет
Между нами, «маршруточниками», всегда есть взаимопонимание. А вот с пассажирами – не всегда. Например, во втором ряду нельзя высаживать людей, а они сами выскакивают, как только машина остановится..

Сергей Матусяк, Виктория Лазарева
Фото Сергея Кузьмича