X

Разноцветные регулировщики

Большинство водителей справедливо считает самыми безопасными перекрестки, на которых движение регулируется светофором. Но и здесь есть свои особенности, которые следует помнить и учитывать, выбирая момент начала разгона и торможения.

Большинство водителей справедливо считает самыми безопасными перекрестки, на которых движение регулируется светофором. Но и здесь есть свои особенности, которые следует помнить и учитывать, выбирая момент начала разгона и торможения.

Большинство водителей справедливо считает самыми безопасными перекрестки, на которых движение регулируется светофором. Но и здесь есть свои особенности, которые следует помнить и учитывать, выбирая момент начала разгона и торможения.

Стандартная схема

Под термином «стандартная схема» подразумевают перекресток, где сигналы переключаются в следующем порядке: зеленый свет, разрешающий движение автомобилей и одновременно переход улицы пешеходами в том же направлении, и красный – для автомобилей и пешеходов, пересекающих эту улицу (1). Затем загорается желтый (желтый с красным) свет для всех автомобилей и красный – для всех пешеходов (2). Следующая фаза – включение зеленого света для автомобилей и пешеходов, движущихся по перпендикулярной улице (3).

Опасность:

Проезд перекрестка по прямой и переход проезжей части на разрешающий сигнал светофора проблем не вызывают. Но такой сигнал разрешает также повороты направо и налево. В ПДД оговорено, что эти маневры разрешаются только в том случае, если водитель не создает препятствий другим участникам движения. Иными словами, поворачивая направо, вы должны пропустить пешеходов, переходящих улицу, а при повороте налево – автомобили, едущие прямо и направо, а также пешеходов, переходящих проезжую часть. В современных условиях интенсивного движения особенно сложно выбрать подходящий момент для поворота налево.

Совет:

При повороте направо обязательно пропустите пешеходов, так как они имеют преимущество.

Приступая к левому повороту, оцените наличие автомобилей, едущих прямо, и расстояние до них (успеете ли вы проехать перекресток), а также наличие пешеходов на проезжей части и машин за переходом (не придется ли остановиться). Перекрыв часть улицы, вы создадите помехи для тех, кто едет прямо. Даже если аварии не случится, но водители при этом будут вынуждены затормозить, вас вполне могут привлечь к ответственности за создание аварийной обстановки.

Если на перекрестке или за ним образовался затор, вы не имеете права въезжать на этот перекресток (п. 16.4 ПДД).

Иногда проще объехать квартал (трижды повернуть направо), чтобы пересечь нагруженный перекресток по прямой, чем повернуть налево.

Водителям, начинающим движение на зеленый, следует дать возможность завершить поворот налево тем машинам, которые уже въехали на перекресток. Во-первых, они обязаны это сделать (п. 16.8 ПДД), а во-вторых, вы тоже можете оказаться в такой ситуации. Попытки «силового» решения вопроса портят настроение и задерживают весь поток.

Стандартная схема с особенностями

На некоторых перекрестках может применяться не совсем обычная схема переключения светофора. Например, в местах, где собирается значительное количество пешеходов, используют режим «всем автомобилям – стоп, всем пешеходам – движение» . Косвенным признаком такого перекрестка может быть сочетание зеленого света для движения автомобилей и красного – для движения пешеходов в том же направлении. На таких перекрестках опасность представляют пешеходы, переходящие улицу под углом к проезжей части (вместо перехода двух улиц по очереди – обе за один прием). Они не успевают закончить переход, и вполне вероятно, что автомобиль, который уже тронулся впереди вас, может снова затормозить.

Если интенсивность движения по одной улице в разных направлениях различная, может быть реализован режим, при котором для движения по улице в одну сторону горит зеленый свет, а в другую – красный (2). Так обычно делают, чтобы облегчить поворот налево.

Опасность

В этом случае опасность могут создать пешеходы, которые не успели закончить переход до включения красного света.

Наконец, вместо желтого света после красного (или красного с желтым) может сразу загореться зеленый (3). Обычно перед переключением красный один раз мигает. Такая схема включения использовалась в свое время в качестве эксперимента, да так и осталась. На наш взгляд, это вполне разумное решение, исключающее трогание с места раньше времени (на желтый свет). Движение, правда, чуть задерживает, зато безопаснее.

Совет

Никогда не начинайте движение на желтый свет. Если вы не видите светофор, не ориентируйтесь на водителей встречных машин, так как для них может гореть зеленый, а для вас – красный! Увидев мигание красного света, подготовьтесь к началу движения – скоро включится зеленый.

Едем на стрелку

При наличии дополнительной секции светофора, разрешающей движение в каком-либо направлении (в просторечии «стрелки») при поворотах следует руководствоваться именно ее сигналами. Напоминаем, что «стрелка», включенная с зеленым светом основного светофора, информирует о том, что у вас преимущественное право проезда перед транспортными средствами, движущимися с других направлений, а с красным – о том, что вы можете двигаться, только пропустив пешеходов и транспортные средства, движущиеся с других направлений.

Опасность

При движении на «стрелку» более безопасными являются поворот налево, если с противоположной стороны горит красный свет, и правый поворот на «стрелку» с основным зеленым светом, если для пешеходов в это время зажегся красный. Опасность возникает только тогда, когда на пересекаемой улице пробка. В этом случае часть автомобилей не успевает проехать перекресток, поэтому нужно соблюдать особую осторожность.

Если «стрелка» налево включена с красным светом, проблемы левому ряду могут создавать «торопыги», выезжающие на перекресток из среднего ряда на зеленый свет и объезжающие стоящих в левом ряду, чтобы занять места впереди.

Возможен вариант, когда «стрелка» направо включается вместе с красным светом для движения прямо. В этом случае при повороте направо нужно пропускать машины, которые едут прямо на разрешающий сигнал, и пешеходов.

Совет

В любом случае не торопитесь. Даже если вы поворачиваете направо или налево на «стрелку», включенную с основным зеленым, убедитесь, что перекресток освободили те, кто завершает проезд или переход. При повороте направо взгляните в правое зеркало. Между вами и тротуаром вполне может оказаться велосипедист или мотоциклист.

Выбирая полосу движения на перекрестке с дополнительными секциями, не забывайте о пункте 16.10 ПДД. Оказавшись на полосе, с которой производится поворот, вы обязаны двигаться в направлении, указанном «стрелкой», если ваша остановка мешает автомобилям, движущимся за вами.

Особенности больших городов

При организации движения в несколько полос применяются и «стрелки», регулирующие движение по полосам. В этом случае возможны два варианта: дорожный знак 5.16 «Направление движения по полосам» в сочетании с одним светофором с дополнительными секциями (1) или по светофору над каждой полосой (2). При подъезде к такому перекрестку нужно заранее выбрать нужную полосу, иначе придется ехать не туда, куда планировали.

Еще один вариант – дополнительная секция, на которой нанесена стрелка «прямо». Такие светофоры обычно устанавливают на перекрестках, где направление основного потока транспортных средств меняется. Эта стрелка может работать в постоянном режиме. Правила проезда перекрестка аналогичны регламентирующим поворот на «стрелку» – ехать можно, но нужно убедиться, что вы не создаете препятствий движущимся с других направлений.

На отдельных перекрестках на линзе зеленого цвета нанесена стрелка «прямо и направо». Как правило, она сочетается с дорожным знаком 4.4 «Движение прямо и направо». Такой сигнал напоминает о том, что поворот налево запрещен.

Внимание: эксперимент!

На некоторых регулируемых перекрестках можно увидеть белый квадрат с нанесенной на него стрелкой зеленого цвета, указывающей направо. Первое время в таких местах крепились щиты, на которых разъяснялось, что на данном перекрестке в порядке эксперимента разрешен поворот направо при условии соблюдения безопасного движения пешеходов и автомобилей, движущихся на разрешающий сигнал. Затем почти все щиты убрали, а стрелки оставили. Такой знак подобен включенной дополнительной секции светофора, разрешающей поворот направо. Соответственно, и правила проезда перекрестка похожи: убедиться, что выезд на перекресток не создаст помех для водителей и пешеходов, для которых включен зеленый, и продолжать движение. Отличие такого знака от дополнительной секции в том, что он дает право поворачивать, но не обязывает это делать. Другими словами, если вам нужно ехать прямо, вы не обязаны поворачивать, даже если мешаете едущим сзади.

Опасность

Как и в случае поворота на «стрелку», ограничена видимость слева, особенно если в среднем ряду стоит крупногабаритное транспортное средство. Вполне можно не заметить и пешехода или мотоциклиста, проезжающего между автомобилем и тротуаром.

Совет

Соблюдайте особую осторожность в условиях ограниченной видимости.

 ПДД о проезде регулируемых перекрестков

П.16.4 – запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.

П. 16.5 – при подаче сигнала регулировщиком или включении сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход.

П. 16.8 – водитель, выехавший на пересечение проезжих частей согласно сигналу светофора, разрешающему движение, должен продолжить движение в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде. Однако если на перекрестках перед светофорами на пути движения имеется дорожная разметка 1.12 (стоп-линия) или дорожный знак 5.62, следует руководствоваться сигналами каждого светофора.

П. 16.10 – на перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжать движение в направлении, указанном стрелкой, включенной в дополнительной секции, если его остановка на запрещающий сигнал светофора создаст препятствия транспортным средствам, движущимся за ним по той же полосе.

Александр Ландарь
Фото Сергея Тарнавского и Андрея Яцуляка