X

Результат недооценки ситуации

Дорожно-транспортные происшествия нередко случаются из-за того, что водители недооценивают опасность ситуации. Мы действительно частенько совершаем недопустимые маневры и даже не предполагаем, что они могут закончиться аварией.

Дорожно-транспортные происшествия нередко случаются из-за того, что водители недооценивают опасность ситуации. Мы действительно частенько совершаем недопустимые маневры и даже не предполагаем, что они могут закончиться аварией.

Дорожно-транспортные происшествия нередко случаются из-за того, что водители недооценивают опасность ситуации. Мы действительно частенько совершаем недопустимые маневры и даже не предполагаем, что они могут закончиться аварией.

 Внимание: скользкий поворот

Ситуация. На загородном шоссе водитель автомобиля не обратил внимания на лужу на проезжей части. Въехав в нее на большой скорости, он не смог удержать машину на дороге. В результате заноса автомобиль выехал на встречную полосу, где столкнулся с машиной. В данной ситуации водитель нарушил требования п. 12.1 ПДД (при выборе в установленных пределах безопасной скорости движения следует учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им).

Совет. Если начался дождь, снизьте скорость и соблюдайте особую осторожность в поворотах, на спусках и подъемах. Ухудшение сцепления шин с дорогой в повороте может привести к заносу. Лужи опасны и на прямых участках, где скорость обычно выше, так как может возникнуть явление аквапланирования (из-за того, что вода не успевает отводиться через канавки протектора и выдавливаться вперед по ходу вращения колеса, автомобиль «всплывает» над асфальтом). При аквапланировании коэффициент сцепления падает практически до нуля, и машина полностью теряет управляемость. В этом случае поможет только снижение скорости. Торможение и резкое маневрирование приведут к заносу.

 Берегитесь автобусов и маршруток

Ситуация. Водитель рейсового автобуса, включив левый поворот, отъезжает от остановки. Из-за припаркованных в непосредственной близости автомобилей он вынужден выезжать сразу на вторую полосу. Водитель легковушки на второй полосе уходит от столкновения влево, где врезается во встречный автомобиль. В данной ситуации виновников сразу несколько. В первую очередь, это водители легковых автомобилей, нарушившие требования п. 15.10 «а» (стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка). В свою очередь, п. 15.9 «е» гласит, что остановка запрещена ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет – ближе 30 м от дорожного знака такой остановки с обеих сторон. Водитель автобуса нарушил п. 17.5 ПДД (водители автобусов, микроавтобусов и троллейбусов, подавшие сигнал о намерении начать движение от остановки, должны принять меры для предотвращения ДТП). Действия водителя легкового авто также были неправомерны, так как п. 12.3 разрешает только безопасный для других участников движения объезд препятствия.

Совет. Не паркуйтесь у остановок общественного транспорта, ведь это одно из самых опасных мест для парковки. Выполнить это требование нелегко, особенно в крупных городах. В таких ситуациях нередко повреждаются и стоящие машины. Водители автобусов (и особенно маршруток), к сожалению, часто помнят лишь о своем преимущественном праве проезда, но забывают, что оно предоставлено только при выезде с обозначенных остановок, находящихся в специальном заездном «кармане» (п. 17.4). Не помнят они и об обязанностях, общих для всех. Подъезжая к автобусной остановке или остановившейся в любом месте маршрутке, имейте в виду, что их водители часто начинают движение, даже не посмотрев в зеркало. Лучше сбросить скорость и быть готовым к экстренному торможению. И не объезжайте препятствие по встречной полосе, так как лобовое столкновение – самое опасное ДТП, и обвинят в нем вас.

Усугубить ситуацию могут торопящиеся на автобус пассажиры, поэтому остановка общественного транспорта является зоной повышенной опасности. В такой ситуации водители автобусов могут останавливаться на второй полосе, иногда – в два ряда, поэтому снижение скорости обязательно!

 Для маневра есть причина!

Ситуация. Водитель грузовика, включив левый поворот, резко уходит на вторую полосу. Водитель движущегося сзади легкового авто, посчитав, что грузовик перестраивается для поворота налево, продолжает движение и сталкивается с припаркованным у обочины легковым автомобилем. Самое неприятное заключается в том, что столкнувшийся водитель может быть обвинен в нарушении п. 12.1 (см. выше), так как он не учел изменения обстановки.

Совет. Если впереди идущий автомобиль резко уходит влево – тормозите! Для такого маневра всегда есть причина. Это либо появление какой-то помехи на проезжей части, либо серьезная выбоина. К сожалению, водитель грузовика в данной ситуации поступил не лучшим образом. Ведь он наверняка мог перестроиться раньше и оставить своему коллеге больше времени на принятие решения. Но при соблюдении безопасной дистанции такого могло и не произойти.

 Внимание: остановка!

Ситуация. Маршрутный автобус тормозит на остановке. Едущий сзади легковой автомобиль объезжает его и сталкивается с другой легковушкой, водитель которой решил развернуться. Вина водителя разворачивающегося автомобиля очевидна. Он нарушил п. 10.7 «г» (разворот запрещается при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении). Подобный разворот крайне опасен, так как водители едущих за автобусом транспортных средств, даже применив экстренное торможение, не всегда могут предотвратить столкновение, а удар в этом случае приходится в левое переднее крыло или водительскую дверь.

Совет. Водителям, следующим за автобусом, лучше снизить скорость и быть готовым к внезапному появлению препятствия. Конечно, разворачивающийся автомобиль – это скорее исключение, чем правило, но есть еще пешеходы, которые могут обходить автобус спереди или перебегать дорогу. Хотя поступок водителя разворачивающегося автомобиля в данной ситуации совершенно абсурден, напоминаем: не пытайтесь развернуться в местах, где это запрещено правилами, так как при появлении машины в зоне ограниченной видимости очень вероятно ДТП. При подобных столкновениях тяжелые последствия чаще всего неизбежны.

 Не забывайте: поезд намного прочнее

Ситуация. Минуя железнодорожный переезд без шлагбаума, водитель легкового автомобиля выехал на пути, несмотря на затор, препятствующий дальнейшему движению, тем самым нарушив п. 20.5 «г» ПДД (движение через переезд запрещается, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде). Водитель грузовика, едущего следом, остановился перед знаком «Стоп». Опасность ситуации заключается в том, что при появлении поезда легковушка не сможет уйти от столкновения ни вперед, ни назад. Тормозной путь железнодорожного состава исчисляется десятками и даже сотнями метров, и машинист далеко не всегда может вовремя остановиться. При столкновении пострадают не только водитель-нарушитель и его пассажиры, но и другие люди.

Совет. Никогда не нарушайте правила проезда железнодорожных переездов и не глушите двигатель! С учетом длины тормозного пути железнодорожного состава столкновение почти неизбежно. В такой ситуации нужно попытаться все же покинуть переезд, даже если придется выехать задним ходом на полосу, предназначенную для встречного транспорта. Если убрать машину с переезда невозможно, единственный способ смягчить последствия аварии – срочно покинуть автомобиль и помочь выйти пассажирам. Водителям, подъезжающим к переезду со стоящей на нем машиной, следует остановиться с таким расчетом, чтобы при необходимости нарушитель отъехал назад. Это требование в ПДД отсутствует, но таким образом вы сможете спасти несколько жизней.

 Не «подпирайте» на подъеме!

Ситуация. В условиях плотного потока машин на подъеме после включения зеленого света водитель первого в колонне легкового автомобиля допускает откатывание назад и сталкивается со следующей за ним легковушкой. Ситуация распространенная, но очень неоднозначная. С одной стороны, водитель первого автомобиля нарушил п. 10.9 ПДД (во время движения транспортного средства задним ходом нельзя создавать опасности или препятствий другим участникам движения). Но часто бывает сложно доказать, в какой момент произошел удар (автомобиль катился назад, уже остановился или все-таки начал двигаться вперед). Появляется возможность обвинить водителя заднего автомобиля в несоблюдении безопасной дистанции.

Совет. Чтобы избежать подобных случаев, «второму номеру» лучше не подъезжать под самый бампер и рассчитывать дистанцию с учетом возможного скатывания впереди идущей машины. Особенно это актуально, если есть какие-то признаки неопытности водителя за рулем передней машины (неуверенное вождение, знаки «У» и др.) или неудовлетворительного технического состояния (старые советские автомобили). Чтобы не стать «первым номером», тренируйтесь трогаться с места на подъеме с помощью стояночного тормоза. Далеко не каждый даже опытный водитель может тронуться с места, работая одной ногой на двух педалях одновременно или быстро перенося ногу с педали тормоза на газ. Лучше уж пару раз заглушить двигатель и выслушать мнение коллег по поводу своих навыков, чем скатиться назад.

 Открывается дверь – тормозите!

Ситуация. Водитель грузовика, остановившись у тротуара, открывает дверь и выходит на проезжую часть, где его сбивает легковой автомобиль. Водитель грузовика нарушил п. 15.13 ПДД, запрещающий открывать двери, оставлять их открытыми и выходить из транспортного средства, если это угрожает безопасности и создает препятствия другим участникам движения.

Совет. Увидев открывающуюся дверь автомобиля, который остановился впереди, немедленно тормозите и сигнальте. Звуковой сигнал вызовет чисто рефлекторную реакцию – посмотреть, что происходит, и наезд можно будет предотвратить. Не объезжайте препятствие по встречной полосе!

Александр Ландарь

В статье использованы схемы типичных аварийных ситуаций, разработанные специалистами Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ МВД Украины для автошкол и учебных заведений на основе анализа ДТП в Украине