X

Тренинг xDrive Winter Experiens: Всесезонные навыки

Полный привод и различные системы активной безопасности в автомобиле работают по алгоритму, независящему от времени года. Как они работают в экстремальных зимних условиях, мы проверяли во время тренинга xDriver Winter Experience, проводимого компанией BMW.

Полный привод и различные системы активной безопасности в автомобиле работают по алгоритму, независящему от времени года. Как они работают в экстремальных зимних условиях, мы проверяли во время тренинга xDriver Winter Experience, проводимого компанией BMW.

Полный привод и различные системы активной безопасности в автомобиле работают по алгоритму, независящему от времени года. Как они работают в экстремальных зимних условиях, мы проверяли во время тренинга xDriver Winter Experience, проводимого компанией BMW.

В Альпах снег лежит гораздо дольше, чем на равнине. Поэтому тренинги проходят даже тогда, когда в Украине уже пригревает весеннее солнце, щебечут птицы, а мы прыгаем по лужам и устраиваем «чудеса на виражах» между огромным количеством выбоин.

Скольжение и торможение

В Австрии мы в очередной раз убедились, что некоторые приемы безопасной езды лучше отработать до состояния мышечной памяти, а поведение машины под воздействием электронных систем изучить в безопасных условиях. Для этого у нас была команда инструкторов, зимний полигон вблизи Заальфельдена и целая линейка самых разных автомобилей BMW, оборудованных системой полного привода xDrive и обутых в зимние нешипованные шины Michelin.

После того как баварцы установили систему полного привода xDrive на свою модель BMW Х3, она прижилась не только на кроссоверах, но и на легковых моделях. Ведь интеллектуальная система распределения крутящего момента между осями и колесами здорово повышает не только проходимость автомобиля, но и его устойчивость, а значит, безопасность.

Используя информацию о скорости машины, угле и быстроте поворота руля, боковых ускорениях, xDrive перераспределяет момент двигателя между колесами так, чтобы обеспечить максимальную устойчивость на дороге. Легко замечаем это, когда инструкторы советуют отключить противобуксовочную систему DTC и ограничить действия системы динамической стабилизации DSC, затем довести дело до сноса и попросту сбросить газ. Машина плавно возвращается на дугу. Когда увеличиваем скорость и этот прием уже не срабатывает, смело давим на тормоз. Система помощи при торможении в вираже СВС жонглирует тормозным моментом на колесах, помогая авто остаться в пределах «полосы». Теперь включаем электронику и пытаемся пройти тот же поворот – скольжения пресекает DSC, подтормаживая нужные колеса и мягко сбавляя обороты двигателя.

Электроника баварских машин благодаря возможности изменения алгоритма работы позволяет водителю ослаблять степень ее вмешательства постепенно. После этого на BMW можно проходить повороты веером, перейти из резкого левого в еще более крутой правый вираж за счет перекладки кормы. Большое удовольствие – чувствовать автомобиль и видеть, что он принимает твои правила игры. Но стоит заиграться, и электронные системы все же начинают подстраховывать.

Все эти упражнения подтвердили, что на скользком покрытии большим тяжелым авто требуется больше пространства и времени для маневра. При равных скоростях массивная «семерка» скользила наружу поворота и останавливалась на льду дальше, чем BMW 5 Series.

Понимая, что боковые скольжения – не штатная ситуация, BMW превентивно готовится к последствиям, затягивая ремень безопасности.

Даже на льду, смоченном водой, ABS позволяет менять траекторию движения и объезжать помеху. Главное, руль поворачивать плавно.

Не стоит делить манеру управления автомобилем на зимнюю и летнюю. Ведь законы физики действуют на машину независимо от календаря. Просто зимой их результат проявляется гораздо острее и на меньших скоростях.

Берем подъем?

На скользком подъеме желательно не останавливаться, ведь потом может быть очень сложно тронуться в гору даже на полноприводной машине. Но и съехать вниз задом после неудачного штурма надо правильно и безопасно. Тут пригодятся умение хорошо ориентироваться по зеркалам и система помощи при спуске с горы – ею оснащены все полноприводные BMW. Остается включить заднюю передачу и довериться электронике, которая, избирательно подтормаживая колеса, аккуратно спускает машину вниз.

На очень длинном спуске при движении задним ходом можно воспользоваться еще одним приемом. Правда, он требует ширины дороги, где расходятся две машины, и определенных навыков и хладнокровия. Ведь следует отключить систему DSC, включить нейтральную передачу и, немного разогнавшись, развернуть автомобиль на 180 градусов. Такой «полицейский разворот» позволяет продолжить спуск передом в более комфортных и безопасных условиях. Это только подтверждает тот факт, что как бы хороши ни были электронные помощники, порой возможность их отключения в автомобиле очень полезна.

Электронику можно отключить либо ослабить ее вмешательство (1). Или, наоборот, задействовать (2), например, для аккуратного спуска с горы.

Правильная посадка за рулем – это не бравада перед окружающими, а гарантия того, что в критической ситуации вы все сделаете максимально быстро и точно. Это также минимизирует риск последствий при столкновении или перевороте.

И сам не плошай

Тренинги баварской компании может посетить любой клиент официального импортера BMW. Такие занятия существенно поднимают планку доверия к машине и ее электронике, а также повышают уровень водительского мастерства. Тем более что оно пригодится и летом, когда те же процессы проходят на больших скоростях.

Киев – Заальфельден – Киев

Дмитрий Чабан
Фото BMW и автора