X

Весенний гололед

С приходом весны снег и лед на дорогах сменились грязью, езда по которой намного опаснее, чем движение по гололеду. Как избежать проблем, пока дороги не высохли?

С приходом весны снег и лед на дорогах сменились грязью, езда по которой намного опаснее, чем движение по гололеду. Как избежать проблем, пока дороги не высохли?

С приходом весны снег и лед на дорогах сменились грязью, езда по которой намного опаснее, чем движение по гололеду. Как избежать проблем, пока дороги не высохли?

Еще не скоро дожди смоют с дорог всю грязь, накопленную за целую зиму. Причем песок – не самое плохое, что на них есть. Гораздо опаснее раскисший грунт с обочин на загородных трассах и глина со стройплощадок в городе.

Шоссе

В сухую погоду особых затруднений движение по шоссе не вызывает. Но с первыми каплями дождя ситуация резко меняется: жирная грязь на асфальте действует не хуже смазки, и любые резкие маневры (торможения, разгоны, перестроения) могут закончиться внезапным и глубоким заносом. В таких условиях элементарный обгон грузовика становится очень непростой задачей. Ведь за ним в воздухе держится грязное облако, в считаные секунды превращающее прозрачное лобовое стекло в светонепроницаемый экран. Поэтому в таких ситуациях необходимо заранее включать стеклоочиститель с омывателем и увеличивать боковой интервал до обгоняемой машины. Аналогичный сюрприз может преподнести и встречная фура.

Ранней весной опасность подстерегает и тех водителей, которые решили остановиться на обочине загородной дороги: здесь колеса нередко вязнут в грунте, а если в сторону кювета есть уклон, машина может запросто сползти. Поэтому для остановки лучше использовать асфальтированные площадки для отдыха и стоянки в стороне от трассы. Если же нужно съехать на обочину, выбирайте участки, засыпанные щебнем, а оказались на грунте – трогайтесь с места аккуратно и плавно.

Часто при попытке выбраться с обочины на дорогу колеса упираются в кромку асфальта, скользкую от грязи. Если в данной ситуации попытаться еще больше вывернуть колеса, вполне возможно, что автомобиль резко выбросит поперек проезжей части. Выровняйте колеса, а затем резким движением руля влево-вправо въезжайте на дорогу. Не добавляйте газу, пока оба ведущих колеса не заедут на асфальт. Не забывайте, что дифференциал отключит именно то колесо, которое уже соприкоснулось с асфальтом, а то, что осталось на грунте, будет буксовать.

Обращайте внимание на пересечение трассы с проселками и выездами с полевых дорог. Обычно, выезжая на асфальт, тракторы и грузовики выносят на колесах грязь, которая покрывает десятки, а то и сотни метров трассы. Такие участки лучше объезжать, смещаясь ближе к центру дороги, и заранее снижать скорость. Если объехать не получается, по грязным участкам двигайтесь так, как недавно ездили по гололеду. Управляйте рулем и педалями плавно – никаких резких разгонов и торможений. И будьте готовы к тому, что другие водители могут не учесть опасность движения по грязи.

Проселок

У дачников и любителей природы – свои проблемы. Далеко не все садовые кооперативы могут похвастаться хорошими дорогами – иногда приходится добираться до места отдыха по грунту. Хуже всего дороги, проложенные по чернозему и глинистым почвам. Чернозем очень вязкий и налипает на колеса, а глина – скользкая. Так как дорога редко бывает строго горизонтальной, машина может сползти в сторону наклона, возможен ее занос и даже разворот. Лучший способ вождения в данной ситуации – плавное медленное движение «в натяг» на пониженных передачах без остановок. Короткие сложные участки можно преодолевать с разгона, но только если вы уверены в отсутствии под водой глубоких ям.

Остерегайтесь луж – они могут скрывать под собой глубокие промоины. Лучшими грунтами в весеннюю распутицу считаются песчаные. Вода легко впитывается в песок, и дорога вполне проходима. Но если на песчаной дороге вы увидели лужу, не пытайтесь форсировать ее сходу. Если вода не ушла вглубь, значит, очень близко слой глины. Проезжающие машины быстро вымывают колесами частицы песка, и с каждым разом колея становится все глубже. При движении по колее самые опасные участки – те, которые скрыты под водой. Поэтому когда есть сомнения в надежности дороги, лучше выбрать другой путь.

 Это вредно!

Лужи, ямы и грязь не только мешают нормально ехать, но и негативно сказываются на «здоровье» автомобиля. Прежде всего, вода, попавшая на тормозные колодки, увеличивает остановочный путь, а грязь способствует их ускоренному износу. Если же перед участком с лужами вы интенсивно тормозили, холодный душ вполне может привести к короблению дисков.

Влага, попадающая на приборы электрооборудования, может превратить автомобиль в «недвижимость». На наших дорогах модели с низко расположенными прерывателями-распределителями и другими приборами системы зажигания нуждаются в дополнительной защите от влаги. Простейший способ – надеть на распределитель резиновую перчатку. Широкая часть натягивается на корпус, а через обрезанные кончики «пальцев» протягиваются провода высокого напряжения. Жаль только, что такое простое решение подходит лишь для четырехцилиндровых моторов.

Чтобы избежать повреждений картера двигателя при движении по колее, обязательно установите защиту. Она поможет и в городе, если часто приходится ездить по разбитым участкам дорог.

Не откладывайте надолго мойку автомобиля после грязевых ванн. Пока грязь свежая, она удаляется легко даже при ручной мойке. Только не забывайте почаще менять воду и обязательно используйте автошампунь, который обволакивает частицы грязи тонкой пленкой, оберегающей краску от царапин. Засохшую корку нужно сначала хорошо смочить, а затем уже отмыть. Надежнее всего будет обратиться на мойку – вода под давлением хорошо удалит загрязнения.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка, автора и из архива редакции